партнеры

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /var/www/remstroyinform/data/www/remstroyinform.ru/sites/all/modules/views/views.module on line 1113.
  • strict warning: Declaration of views_handler_sort::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /var/www/remstroyinform/data/www/remstroyinform.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_sort.inc on line 165.
  • strict warning: Declaration of views_handler_sort::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /var/www/remstroyinform/data/www/remstroyinform.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_sort.inc on line 165.
  • strict warning: Declaration of views_handler_sort::query() should be compatible with views_handler::query($group_by = false) in /var/www/remstroyinform/data/www/remstroyinform.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_sort.inc on line 165.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /var/www/remstroyinform/data/www/remstroyinform.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 587.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::query() should be compatible with views_handler::query($group_by = false) in /var/www/remstroyinform/data/www/remstroyinform.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 587.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_query::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit($form, &$form_state) in /var/www/remstroyinform/data/www/remstroyinform.ru/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_query.inc on line 169.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /var/www/remstroyinform/data/www/remstroyinform.ru/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 24.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /var/www/remstroyinform/data/www/remstroyinform.ru/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 136.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /var/www/remstroyinform/data/www/remstroyinform.ru/sites/all/modules/views/views.module on line 1113.
  • strict warning: Declaration of views_handler_field::query() should be compatible with views_handler::query($group_by = false) in /var/www/remstroyinform/data/www/remstroyinform.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_field.inc on line 1147.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /var/www/remstroyinform/data/www/remstroyinform.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 917.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::query() should be compatible with views_handler::query($group_by = false) in /var/www/remstroyinform/data/www/remstroyinform.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 917.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /var/www/remstroyinform/data/www/remstroyinform.ru/sites/all/modules/views/views.module on line 1113.

ВСН 156-88


Инженерно-геологические изыскания железнодорожных, автодорожных и городских мостовых переходов.

СССР

МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ВСЕСОЮЗНЫЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ВЕДОМСТВЕННЫЕ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ
ИЗЫСКАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ, АВТОДОРОЖНЫХ

И ГОРОДСКИХ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ

ВСН 156-88

Минтрансстрой

Москва 1989

Разработаны, внесены и подготовлены к утверждению институтами
Министерства транспортного строительства СССР

Всесоюзным ордена Октябрьской Революции научно-исследовательским
институтом транспортного строительства (ЦНИИС) Государственным
проектно-изыскательским институтом по проектированию и изысканиям
больших мостов (Гипротрансмост),
Государственным
институтом по изысканиям и проектированию мостов (Ленгипротрансмост)
и Государственным проектным институтом (Союздорпроект). Ответственные
исполнители:
канд. техн. наук
Ряполова В.А. ,
канд. геол-минерал. наук.
Дружинин М.К., инженеры Холопов С.В., Смирнов В.С., Филиппов В.Е.,

Нестеров Б.Н.,
Мусиенко В.И.

С введением в действие “Инженерно-геологических изысканий
железнодорожных, автодорожных и городских мостовых переходов”
ВСН 156-88
утрачивают силу “Указания по
инженерно-геологическим работам при изысканиях железнодорожных,
автодорожных и городских мостовых переходов” ВСН
156-69.

Согласованы Госстроем СССР (№ АЧ-1749-8 от
5.05.88).



Министерство

Ведомственные строительные нормы ВСН 156-88

транспортного
строительства СССР (Минтрансстрой)

Инженерно-геологические изыскания железнодорожных, автодорожных и
городских мостовых переходов

Взамен ВСН 156-69

Настоящие нормы распространяются на инженерно-геологические изыскания
для строительства железнодорожных, автодорожных и городских мостовых
переходов постоянного типа как входящих в состав трассы, так и
имеющих самостоятельное значение.

Мостовой переход включает:

мост;

подходы
к мосту;

регуляционные и защитные сооружения.

Нормы устанавливают состав и объемы инженерно-геологических изысканий
для строительства переходов через водотоки, перекрываемые средними
(длиной от 25
до 100
м) и
большими (длиной свыше 100
м) мостами. Нормы не
распространяются на малые мосты (длиной менее 25

м).

Изыскания для мостов с фундаментами, возводимыми на вечномерзлых
грунтах, следует выполнять в соответствии с настоящими нормами с
учетом требований СНиП II
-18-76. При
сооружении фундаментов на грунтах со специфическими свойствами
надлежит руководствоваться требованиями соответствующих параграфов
СНиП 1.02.07-87.
В районах с сейсмичностью более

6 баллов изыскания необходимо вести с учетом требований СНиП
II
-7-81.



Внесены Всесоюзным ордена Октябрьской Революции
научно-исследовательским институтом транспортного строительства
(ЦНИИС),
Гипротрансмост,
Ленгипротрансмост,
Союздорпроект

Утверждены распоряжением Министерства транспортного строительства
СССР

от 1

июля

1988

г.

№ МО-463

Срок введения

в действие

“1”
марта
1989 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.
Инженерно-геологические изыскания следует
выполнять в составе и объемах, необходимых для технико-экономического
сравнения вариантов мостового перехода, проектирования выбранного
варианта, составления рабочей документации и прогноза возможных
изменений инженерно-геологических и гидрогеологических условий в
процессе эксплуатации.

1.2.
Изыскания для проектирования и
строительства мостовых переходов следует проводить в соответствии с
общими требованиями, установленными СНиП 1.02.07-87

“Инженерные изыскания для строительства”,
государственными стандартами и настоящими нормами.

1.3.
Состав и объемы инженерно-геологических
изысканий зависят от стадии проектирования, сложности
инженерно-геологических условий, конструкции и длины моста и
характерных особенностей подходов к мосту, регуляционных и других
постоянных и временных сооружений.

1.4.
По степени сложности разведочных работ и
опробования грунтов при изысканиях для строительства мостового
перехода инженерно-геологические условия делят на простые и сложные.
К простым условиям относят:

массивы невыветрелых или слабовыветрелых магматических и
метаморфических пород;

горизонтальные или наклоненные к горизонту под углами меньшими
10-15°

слои слабовыветрелых осадочных сцементированных
незасоленных, неразмягчаемых и нерастворимых в воде пород;

горизонтальные или наклоненные к горизонту под углами меньшими
10-15°

слои валунных, галечниковых, гравийных и глинистых
грунтов морского, речного, ледникового и водно-ледникового
происхождения, являющихся продуктами разрушения магматических и
метаморфических пород и не содержащих органических веществ;

горизонтальные или наклоненные к горизонту под углами меньшими
10-15°

слои песков (кроме пылеватых) плотных или средней
плотности, незасоленных, не содержащих органических веществ;

горизонтальные или наклоненные к горизонту под углами меньшими
10-15°

слои коренных глин, не содержащих органических
веществ;

общее число слоев в зоне взаимодействия сооружения с основанием не
больше четырех;

отсутствие неблагоприятных для строительства и эксплуатации
сооружений мостового перехода процессов и явлений (карст, оползни,
бортовой и донный отпор пород, селевые паводки, подмывы берегов,
наледи и др.);

отсутствие напорных вод в пределах несущей толщи грунтов.

Прочие условия следует рассматривать как сложные.

Настоящие нормы рассчитаны как на простые, так и на сложные условия,
но объемы работ предусмотрены для простых условий, для которых они
являются необходимыми и достаточными. Увеличение объемов работ для
сложных инженерно-геологических условий и для мостов длиной более
200

м должно быть обосновано специальными (индивидуальными)
программами.

1.5.
Инженерно-геологические изыскания должны
выполняться в соответствии с техническим заданием, получаемым от
главного инженера проекта.

На основании технического задания следует составить программу работ и
смету. Программа работ и смета должны быть согласованы главным
инженером проекта и утверждены руководством проектно-изыскательской
организации.

Если изыскания и проектирование выполняют различные организации, то
программа подлежит согласованию с главным инженером проекта и
утверждению генеральным проектировщиком.

В процессе полевых работ, в зависимости от полученных результатов,
допускается уточнение программы и внесение в нее необходимых
изменение.

1.6.
На проведение изыскательских работ
необходимо получить разрешение территориальных изыскательских
организаций.

1.7.
При проведении изысканий в сложных
инженерно-геологических условиях для решения конкретных задач при
необходимости могут привлекаться научно-исследовательские институты.

1.8.
Для выполнения отдельных видов
инженерно-геологических изысканий (испытания грунтов оснований
статическими нагрузками, пробные забивки свай, опытные откачки
подземных вод, разведка месторождений строительных материалов,
режимные наблюдения на оползневых, карстовых, селевых, наледных и
т.п. участках) в необходимых случаях могут привлекаться также
субподрядные специализированные организации. Испытания свах должны
проводиться с участием мостостроительной организация.

1.9.
Полевые инженерно-геологические изыскания
на участке расположения мостового перехода как на суше, так и на воде
следует проводить в строгом соответствии с требованиями действующих
нормативных документов по технике безопасности и охране окружающей
среды.

1.10.
Порубка леса для организации полевого
лагеря, сооружения посадочных площадок для вертолета, визирования
трасс и др. допускается в минимальных объемах с разрешения местных
организаций Минлесхоза при наличии лесорубочного билета.

1.11.
При проведении инженерно-геологических
работ следует предусматривать такие технические средства и методику
исследований, которые не оказывают существенного влияния на состояние
природной обстановки. Не допускается вскрывать без необходимости
напорные воды, в особенности в случае загрязнения водоносных
горизонтов, а также ухудшения несущих свойств грунтов. При вскрытии
таких горизонтов по окончании бурения скважины должны быть тщательно
затампонированы с составлением соответствующего акта.

1.12.
Поисково-разведочные работы на
стройматериалы в русле и пойме реки подлежат обязательному
согласованию с рыбоохранными и природоохранными органами.

1.13.
В отчетной инженерно-геологической
документации следует дать прогноз возможных изменений
инженерно-геологических и гидрогеологических условий в процессе
строительства и эксплуатации.

1.14.
В сложных условиях и на крупных объектах в
процессе строительства необходима организация авторского надзора с
целью установления соответствия фактических и выявленных при
изысканиях инженерно-геологических условий.

2. ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ
ДЛЯ

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ

СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА

2.1.
Инженерно-геологические изыскания для
технико-экономического обоснования строительства мостовых переходов
должны обеспечить получение материалов, необходимых для сравнительной
характеристики намеченных вариантов перехода с указанием площадок под
постоянные и временные сооружения и достаточных для составления акта
их предварительного выбора и определения расчетной стоимости
строительства.

2.2.
Основой технико-экономических расчетов для
тех мостовых переходов, для которых технико-экономические обоснования
не составляются, должны служить данные фондовых и литературных
источников и материалы аэрофотосъемки с учетом показателей наиболее
прогрессивных проектов-аналогов. При необходимости фондовые материалы
следует дополнить минимальным объемом инженерно-геологических
взысканий. В сложных инженерно-геологических условиях изыскания
необходимо проводить в порядке, указанном ниже.

2.3.
Задачами инженерно-геологических изысканий
являются:

изучение геоморфология, геологического строения и гидрогеологических
условий долины реки в полосе, где она может быть пересечена трассой,
до глубины, обусловленной требованиями технического задания;

изучение свойств грунтов и получение их основных характеристик;

изучение склоновых, береговых, пойменных и русловых явлений,
современных геологических процессов (природных и антропогенных),
погребенных долин;

поиски
и предварительная разведка (по категории
С1
и С2
) карьеров местных строительных
материалов, дренирующих грунтов и грунтов для возведения земляного
полотна;

составление прогноза изменения инженерно-геологических условий при
строительстве и эксплуатация мостового перехода.

2.4.
Техническое задание на
инженерно-геологические изыскания для технико-экономического
обоснования строительства мостового перехода в дополнение к указаниям
СНиП 1.02.07-87
должно содержать:

границы участков намеченных вариантов мостового перехода;

карту-схему расположения вариантов подходов к мосту и сопряженных с
ними мостовых переходов:

2.5.
К моменту получения технического задания
должны быть собраны, проанализированы и обобщены имеющиеся по району
литературные и фондовые материалы изысканий, проектирования,
строительства и эксплуатации различных технических сооружений,
расположенных в долине реки.

Следует изучить региональные картографические материалы,
аэрофотоснимки и литературу по геоморфологии, геологии, гидрогеологии
и инженерной геологии района. Особое внимание должно быть уделено
анализу современных геологических процессов, а также распространение
слабых грунтов и грунтов со специфическими свойствами.

2.6.
Программа работ в дополнение к указаниям
СНиП 1.02.07-67
должна содержать:

перечень документов и материалов, положенных в основу составления
программы;

характеристику инженерно-геологических условий района и участков
предстоящих работ (особенности рельефа, геологического строения,
гидрогеологических и мерзлотных условий, русловых и склоновых
процессов, неблагоприятных геологических процессов и явлений) и
изученность каждого из элементов этих условий;

требования к материальному и техническому оснащению полевых
подразделений.

2.7.
Все полевые работы следует проводить в
соответствии с заданиями, выдаваемыми полевым подразделением согласно
утвержденной программе.

Контроль за работой полевых подразделений должен осуществляться в
соответствии о указаниями СНиП 1.02.07-87
и
действующими стандартами предприятий.

2.8.
В состав инженерно-геологических работ
следует включать:

инженерно-геологическую рекогносцировку;

инженерно-геологическую
съемку;

геофизические исследования;

бурение скважин и горнопроходческие работы с отбором проб грунтов и
воды;

полевые исследования грунтов (при необходимости);

лабораторные
работы по определению свойств грунтов;

химические анализы воды.

Допускается замена одних видов инженерно-геологических работ другими
или исключение отдельных видов изысканий, если эти изменения
направлены на сокращение сроков и удешевление изысканий и не приводят
к снижению качества материалов.

2.9.

Инженерно-геологическая рекогносцировка должна предшествовать другим
видам работ.

Рекогносцировку следует проводить вдоль осей намеченных вариантов
мостового перехода и вдоль водотока выше и ниже по течению на
300-500

м от оси, а при наличии неблагоприятных геологических
процессов и явлений охватывать территорию возможного влияния их на
сооружение мостового перехода.

Результаты рекогносцировки должны быть использованы при разработке
или уточнении программы дальнейших изысканий.

2.10.
Инженерно-геологическую съемку надлежит
проводить по всем вариантам мостового перехода с проходкой при
необходимости скважин и горных выработок. Категории сложности условий
для проведения инженерно-геологических съемок следует принимать по
“Сборнику цен на изыскательские работы для капитального
строительства”, ч. IV
. М.,
Стройиздат, 1982.

Маршруты для съемок в необходимые выработки следует назначать по
данным инженерно-геологической рекогносцировки и дешифрирования
аэрофотоснимков (при их наличии).

Ширина полосы съемки на каждом варианте должна быть, как правило, не
менее предполагаемой длины моста, а для больших мостов
-

не менее 300
м вниз и 400

м вверх от оси перехода. При выявлении на участке перехода
неблагоприятных русловых, береговых или склоновых процессов и явлений
площадь съемки следует расширять для более полного изучения их
характера, размеров, интенсивности и активности, установления их
причин и возможного влияния на сооружения мостового перехода.

Если пересекаемая долина селеносна или селевые явления развиты на ее
склонах в границах возможного их воздействия на мостовой переход, то
съемками должна быть охвачена область формирования селей, зона
транзита и конусы выноса.

2.11.
Масштаб съемки надлежит принимать равным,
как правило, 1:
10000-1:
5000.

При необходимости расширения полосы съемки масштаб ее следует
уменьшить.

2.12.
По данным инженерно-геологической съемки
следует составлять инженерно-геологические карты района и участков
мостового перехода. Инженерно-геологические карты в сочетании с
результатами других видов работ должны служить основой для
сравнительной характеристики вариантов мостового перехода, выделения
вариантов, неблагоприятных в инженерно-геологическом отношении, и для
локализации участков, требующих более детального освещения.

Если по данным рекогносцировки и другим собранным материалам
установлено, что район исследования характеризуется простыми
инженерно-геологическими условиями, то съемку допускается не
производить.

2.13.
Геофизические исследования следует
применять во всех случаях, когда они являются эффективными. Они
должны опережать буровые и горнопроходческие работы. Для оценки
эффективности геофизических методов необходимо предусматривать
некоторый объем опорного бурения.

2.14.
Методы геофизических исследований и объемы
работ, необходимые для решения конкретных инженерно-геологических
задач,
следует выбирать с учетом
рекомендаций, приведенных в рекомендуемом приложении 1.

2.15.
Геофизические исследования следует вести
по профилям, параллельным оси варианта мостового перехода, и по
поперечникам с равномерным размещением на них точек наблюдений в
отсутствии геофизических аномалий и со сгущением точек на аномальных
участках. Крайние профили необходимо удалять от оси перехода не менее
чем на 300
м.

Геофизические исследования в русле реки следует по возможности
выполнять со льда.

Обработку данных геофизических наблюдений рекомендуется производить с
применением ЭВМ.

2.16.
Основным видом инженерно-геологических
работ является бурение скважин.

На каждом из конкурирующих вариантов мостового перехода каждый
геоморфологический элемент должен быть освещен не менее чем одной
выработкой. По оси перехода, в том числе и в русле, скважины следует
задавать не реже чем через 200-300
м.

Буровые работы должны сопровождаться отбором проб грунтов и воды с
учетом требований СНиП 2.02.01-83
и ГОСТ
20522-75.

2.17.
Глубину скважин по каждому из
конкурирующих вариантов следует назначать с таким расчетом, чтобы
получить инженерно-геологическую характеристику всех слоев, которые
могут быть использованы в качестве несущих, а также слоев активной
зоны.

2.18.
В сложных инженерно-геологических условиях
или при резком изменении геологического разреза число осевых скважин
следует увеличивать и задавать дополнительные выработки на
поперечниках. Необходимо пройти всю толщу слабых, просадочных,
карстующихся, подверженных оползневым смещениям и других грунтов со
специфическими свойствами. При значительной их мощности глубина
скважин должна быть не менее 50
м. Количество
скважин следует увеличивать при необходимости оконтуривания
погребенных долин, закарстованных участков и тектонических зон.

2.19.
Способы бурения и диаметры скважин в
зависимости от характера геологического разреза и глубины скважин
рекомендуется принимать в соответствии с рекомендуемым приложением
2.

Все скважины в пределах моста необходимо бурить с полным отбором
керна.

Глубина
скважин принимается от дна реки.

2.20.
При бурении скважин и проходке горных
выработок следует отбирать образцы грунтов ненарушенного (монолиты) и
нарушенного сложения, руководствуясь требованиями ГОСТ
12071-84.

2.21.
Наименования грунтов следует принимать в
соответствии с ГОСТ 2510
0-82.

2.22.
После окончания буровых и полевых опытных
работ в русле реки обсадные трубы должны быть извлечены из скважин, а
скважины ликвидированы в установленном порядке.

2.23.
Слабые грунты и грунты со специфическими
свойствами следует испытывать полевыми методами (зондирование,
вращательный срез и др.), руководствуясь при выборе методов
рекомендациями СНиП 1.02.07-87.

Определения характеристик свойств грунтов полевыми методами
необходимо сочетать с лабораторными анализами.

2.24.
Виды лабораторных анализов для разных
типов грунтов приведены в обязательном приложении 3.

Если в качестве несущего основания служат лессовые грунты, то следует
определять их относительную просадочность и параметры прочности в
водо-насыщенном состоянии под проектным давлением (в подошве
проектируемых опор).

2.25.
Из каждого вскрытого выработками
водоносного горизонта и пересекаемого мостом водотока необходимо
отбирать не менее трех проб воды для определения ее химического
состава и агрессивности по отношению к бетону в соответствии со СНиП
II
.03.11-85.

2.26.
Из поверхностных водотоков пробы воды
следует отбирать по возможности в летний меженный период, в зимний
меженный период и во время паводков (по одной пробе у каждого из
берегов и одну в середине русла).

2.27.
По результатам выполненных
инженерно-геологических изысканий должны быть построены
инженерно-геологические колонки и продольные инженерно-геологические
профили по всем вариантам мостового перехода и составлен отчет со
сравнительной характеристикой инженерно-геологических условий каждого
из конкурирующих вариантов мостового перехода и рекомендациями по
выбору оптимального варианта.

3. ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ

ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА КОМПЛЕКСА

СООРУЖЕНИЙ МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА

3.1.
Инженерно-геологические изыскания на стадии
проекта должны обеспечить:

получение инженерно-геологической информации, необходимой в
достаточной для проектирования всего комплекса сооружений мостового
перехода с учетом требований вариантных проработок отдельных его
элементов;

составление прогноза изменения окружающей среды в период
строительства и эксплуатации сооружения при рассмотрении различных
вариантов проектных решений по схеме и конструкции мостового
перехода.

3.2.
Техническое задание на
инженерно-геологические изыскания для проекта мостового перехода в
дополнение к указаниям СНиП 1.02.07-87
должно
содержать:

карту-схему с предполагаемым расположением всех постоянных и
временных сооружений комплекса мостового перехода;

продольный профиль трассы и живого сечения должны по оси выбранного
варианта мостового перехода о указанием предполагаемых схемы, длины
моста, конструкции фундаментов опор и способа их сооружения, строения
насыпей на подходах к мосту и намечаемых способов их возведения;

требования к минеральным стройматериалам, дренирующим грунтам и
грунтам для отсыпки земляного полотна с указанием их количества и
состава, способов разработки и допустимого удаления карьеров от
возводимого сооружения (для мостов, сооружаемых по отдельным титулам,
и для больших мостов).

3.3.
На основании технического задания и
материалов изысканий, полученных на стадии ТЭО, следует составить
программу инженерно-геологических изысканий (согласно п.2.6).

3.4.
Состав инженерно-геологических изысканий
для проекта мостового перехода следует принимать в соответствии с
п.2.8. В случае необходимости в состав работ должны быть включены
также опытные работы, откачки, режимные наблюдения.

3.5.
В сложных условиях масштаб
инженерно-геологической съемки следует принимать равным
1:
2000-1:
1000.

При выборе ширины полосы съемки следует исходить из конкретных
условий. Как правило, она не должна превышать половины ширины,
указанной в п .2.10.

3.6.
Геофизические исследования следует ставить
с целью уточнения положения контактов слоев; оценки степени
однородности грунтов в русле, по берегам реки и между разведочными
выработками; оконтуривания и детализации участков, отличающихся
неблагоприятными и особыми инженерно-геологическими условиями;
установления границ мерзлых грунтов; поисков и разведки месторождений
стройматериалов (согласно рекомендуемому приложению 1).

3.7.
Объемы бурения следует назначать с учетом
строения речной долины и сложности инженерно-геологических условий
(таблица).

На территории возможного размещения сооружений мостового перехода
каждый участок, выделенный по геоморфологическим,
инженерно-геологическим и геофизическим признакам, должен быть
разведан не менее чем одной-двумя выработками, но не реже, чем через
200

м на берегах и 100
м в русле реки по
оси перехода.

Число скважин может быть сокращено, если выделенные участки уже
охарактеризованы предшествующими исследованиями.

В сложных инженерно-геологических условиях следует задавать скважины
также на поперечниках к оси мостового перехода.

Неблагоприятные участки должны исследоваться дополнительными
скважинами с необходимой детальностью по специальной программе.

3.8.
На подходах к мосту в пределах поймы
скважины следует бурить на глубину не более полуторной высоты насыпи.
Для насыпей высотой более 12
м глубина скважин
должна устанавливаться специальными программами.

Скважины необходимо закладывать также на участках древнего размыва.

За пределами поймы буровые работы следует предусматривать только при
развитии активных геологических процессов (карст, оползни и др.),

выявленных по результатам предшествующих работ и могущих влиять на
возводимые сооружения.

При достаточной изученности участка изысканий допускается сокращение
числа скважин и их глубин.

3.9.
Каждый участок возможного расположения
регуляционных и защитных сооружений должен быть разведан не менее чем
двумя выработками.

При высоте дамб до
6 м скважины в плотных
грунтах необходимо проходить глубиной 5
м, при
большей высоте -
до 10
м.
При наличия слабых грунтов скважины следует проходить на всю
мощность,
заглубляясь в плотные
грунты на 2-5
м.




№ п/
п

Инженерно-геологические характеристики оснований
проектируемых опор моста

Число скважин

Глубина

разведки

1

Массивные,
равномерно
трещиноватые или слабовыветрелые скальные и полускальные
некарстующиеся породы с горизонтальным или полого-наклонным
залеганием пластов и кровли толщ

1-2*

Не менее чем на 2-5 м*** ниже предполагаемой отметки заложения
фундаментов

2

Слои коренных песчано-глинистых отложений с горизонтальными или
полого-наклонным залеганием,

гравийные,
гравийно-галечные и
моренные отложения

1-2*

Не менее чем на 5-8 м*** ниже предполагаемой отметки заложения
фундаментов

3

Пески средней плотности от крупных до мелких,

глинистые грунты от твердой до тугопластичной консистенции,

твердомерзлые песчано-глинистые грунты

1-2*

Не менее чем на 5-10 м*** ниже предполагаемой отметки заложения
фундаментов

4

Слабые глинистые грунты текучей,

текуче- и мягкопластичной консистенции,

ил,
сапропель

1-2*

На всю мощность толщи с заглублением в минеральное дно

5

Падение пластов и уклоны поверхности кровли плотных грунтов
превышают 10-15°,
глубокие
размывы

2-3

Не менее чем на 5-10 м*** ниже предполагаемой отметки заложения
фундаментов

6

В массиве грунтов имеются поверхности скольжения оползней или
зоны смещения

2-3*

По специальной программе****

7

В массиве имеются тектонические разрывы,

зоны дробления и истирания,

трещины и зоны бортового и донного отпора пород,

карманы выветрелых пород

2-3*

Не менее чем на 5-10 м*** ниже зоны нарушения,

но не более 50 м

8

В толще известняков,

доломитов,
мергелей имеются
карстовые полости

2-4*

По специальной программе****

9

Имеются линзы или слои каменной соли,

гипса,
ангидрида,

соле- и гипсоносных пород

1-3

По специальной программе****

* При длине опоры до 20 м следует бурить одну скважину,

при большей длине - две и более так,

чтобы расстояние между скважинами не превышало 20 м.

** При невязке геологического разреза между пробуренными скважинами
их количество следует увеличивать.

*** Левый предел является минимальным при двухстадийном
проектировании,
правый - при
одностадийном.

****
Глубины скважин надлежит устанавливать по специальным программам,

исходя из особенностей инженерно-геологических условий и типа
оснований.

3.10.
Строительные площадки, где предполагается
размещение зданий и временных сооружений, следует разведать, а грунты
опробовать в соответствии с требованиями СНиП
1.02.07-87.

3.11.
Если принципиальная схема моста к началу
изысканий уже определена (известны положение и конструкция опор),

то для каждой опоры надлежит бурить скважины, число и глубину которых
следует назначать по таблице. Глубина скважин зависит от
предполагаемой отметки заложения фундаментов и
инженерно-геологической характеристики грунта несущего основания и
должна обеспечить возможность расчета фундаментов опор в соответствии
со СНиП 2.05.03-84.
При нагрузке на куст висячих
свай и свай-оболочек более 3
МН глубину скважин,
как правило, надлежит назначать не менее, чем на 10

м ниже нижнего конца свай.

В сложных инженерно-геологических условиях основные объемы работ по
разведке и опробованию грунтов оснований опор допускается выполнять
на стадии рабочей документации.

3.12.
В пределах проектируемого моста подлежат
опробованию все скважины. На подходах к мосту и участках расположения
стройплощадок, вспомогательных, регуляционных и защитных сооружений
допускается опробование части выработок, что должно быть оговорено в
программе.

3.13.
Отбор образцов грунта из горных выработок
должен проводиться в соответствии с п.
2.20.

Образцы необходимо отбирать из каждого слоя, но не реже, чем через
2

м по глубине (а в зоне возможной глубины размыва через 1

м). В глинистых грунтах при резком изменении их консистенции с
увеличением глубины образцы следует отбирать через 0,5

м.

В простых инженерно-геологических условиях, а также в слоях
однородных грунтов количество отбираемых проб может быть сокращено,
но во всех случаях оно не должно быть меньше, чем предусмотрено ГОСТ
20522-75.

3.14.
При назначении числа образцов и объемов
отбираемого материала из слоев, которые могут быть использованы как
основание фундаментов опор, следует исходить из требований СНиП
2.02.01-83

и ГОСТ 20522-75.

3.15.
Отбор проб воды из выработок и
поверхностных водотоков следует выполнять согласно п.п. 2.25 и
2.26.

3.16.
Объемы в методику полевых испытаний
грунтов в массиве (зондирование, вращательный срез и др.)

следует задавать в зависимости от характера грунтов и предполагаемой
конструкции фундаментов в соответствии с требованиями СНиП
1.02.07-87.

3.17.
Лабораторные определения свойств грунтов
необходимо выполнять согласно обязательному приложению
3.

3.18.
Режимные наблюдения за развитием
неблагоприятных процессов (оползня, разрушения склонов, размывы)
следует осуществлять по специальным программам.

Микросейсморайонирование и изучение влияния сейсмичности на
сооружения, исследование многолетней мерзлоты и переработки берегов
могут производиться специализированными организациями по отдельным
заданиям и программам.

3.19.
При отсутствии в районе карьеров
строительных материалов, дренирующих грунтов и грунтов для сооружения
земляного полотна, которые могут обеспечить потребности
строительства, следует осуществлять дополнительные поиски и разведку
новых месторождений, пользуясь указаниями ВСН 182-74.

3.20.
Камеральную обработку материалов
инженерно-геологических изысканий следует проводить параллельно с
выполнением буровых, опытных и других работ.

3.21.
По мере готовности материалов
проектировщикам следует передавать:

продольный инженерно-геологический профиль по оси мостового перехода
и поперечные профили, если бурилось более одной скважины на
поперечнике;

колонки буровых скважин, проеденных по участку моста (при сложных
инженерно-геологических условиях);

результаты предварительных определений показателей
физико-механических свойств грунтов оснований;

результаты анализов воды и другие дополнительные материалы.

3.22.
По результатам всех проведенных полевых
инженерно-геологических работ и лабораторных испытаний следует
составить технический отчет в соответствии с требованиями СНиП
1.02.07-

87.

На основе результатов анализа инженерно-геологических условий должны
быть даны соображения по выбору рациональных типов основание
фундаментов опор моста.

В сложных случаях допускается привлечение для консультаций научных

и специализированных организаций.