партнеры

ТСН 31-306-96 (МГСН 4.06-96)


Общеобразовательные учреждения.

Правительство Москвы

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

МГСН 4.06 -96

ТСН 31-306-96
г.Москвы

дата регистрации :
18.09.1996 г.



Правительство

Московские городские

МГСН 4.06-96

Москвы

строительные нормы

разработаны впервые



ВНЕСЕНЫ

Москомархитектурой Департаментом образования г.
Москвы

УТВЕРЖДЕНЫ

Правительством Москвы распоряжением от 08.05.96 №
571-РЗП

СРОК

введения в действие с 1 мая 1996 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

1.
РАЗРАБОТАНЫ Институтом общественных зданий Минстроя РФ (д. арх.
Степанов В. И. ¾
научный
руководитель, канд. арх. Степанов А. В., канд. арх. Наумкин Г. И.,
арх. Безсонова Г. А.), МНИИТЭП (арх. Каптерев К. В.), Институтом
средств обучения РАО (д. пед. наук Назарова Т.О.), Департаментом
образования г. Москвы (пед. Коровина С. Н.), НИИ Гигиены и
профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГК
Санэпиднадзора РФ (канд. мед. Воронова Б. 3., канд. мед. Белявская В.
И.), МГЦ Госсанэпиднадзора (сан. врач Синякова Н.В., сан. врач
Пронина Л.И.).

2.
ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой, Департаментом образования г. Москвы.

3.
ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Архитектурно-техническим
управлением Москомархитектуры (арх. Шалов Л. А., инж. Щипанов Ю. Б.).

4.
СОГЛАСОВАНЫ с Департаментом образования г. Москвы, МГЦ
Госсанэпиднадзора, УГПС ГУВД г. Москвы.

5.
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением первого Заместителя
Премьера правительства Москвы от 08.05.96 № 571-РЗП.

МОСКОВСКИЕ
ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.

1.1.
Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП
10-01-94 для г. Москвы и Лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП) как
дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на
территории г. Москвы и ЛПЗП, и распространяются на проектирование
вновь строящихся и реконструируемых существующих зданий и комплексов
общеобразовательных учреждений любых форм собственности.

1.2.
Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к
размещению и организации системы зданий, земельному участку,
территории, функциональным группам, составу и площадям помещений,
объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию и
внутренней среде общеобразовательных учреждений.

1.3.
Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные
положения.

Пункты
настоящих норм, отмеченные знаком *, являются обязательными.

2.

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ.

В
настоящих нормах приведены ссылки на следующие документы:

-
СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве.
Основные положения."

-
СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка
городских и сельских поселений."

-
СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения."

-
СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение."

-
СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация здания."

-
СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование".

-
СНиП 2.04.07-86* '"Тепловые сети".

-
СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".

-
МГСН 1.01-94 "Временные нормы и правила проектирования,
планировки и застройки Москвы. "

-
МГСН 4.05-95 "Школы-интернаты для детей инвалидов".

-
МГСН 2.01-94 "Энергосбережение в зданиях. Нормативы по
теплозащите и тепловодоэлектроснабжению" (изменения № 1,
2, 3)

- ВСН
59-88 "Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы
проектирования."

- СН
441-72* "Указания по проектированию ограждений площадок и
участков предприятий, зданий и сооружений".

-
Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89* "Проектирование спортивных
залов, помещений для физкультурно-оздоровительных занятий и крытых
катков с искусственным льдом" 1991 г.

-
Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89* "Проектирование бассейнов"
1991 г.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

3.1.
К общеобразовательным учреждениям относятся общеобразовательные
школы I

,
II

и III

ступеней обучения, гимназии, лицеи и др.

Номенклатура
видов общеобразовательных учреждений принимается в соответствии с их
классификацией (см. приложение 2).

*3.2.
Общеобразовательные учреждения обеспечивают осуществление
общеобразовательного процесса в соответствии с программами трех
ступеней образования:

- I

ступень ¾
начальное общее
образование (1 ¾
4 классы);

- II

ступень ¾
основное общее
образование (5 ¾
9 классы);

- III

ступень ¾
среднее (полное)
общее образование (10 ¾

11или 9 ¾
11 классы).

3.3.
Вместимость общеобразовательных учреждений (общее количество
учащихся) определяется заданием на проектирование, исходя из их
организационно-педагогической структуры, наполняемости классов,
градостроительных и демографических условий.

*3.4.
Наполняемость классов и групп продленного дня для общеобразовательных
учреждений устанавливается не более 25 учащихся. В условиях
реконструкции застройки и сложившегося фонда школьных зданий
допускается увеличивать классную группу до 30 учащихся.

В
старших классах общеобразовательных школ, гимназиях и лицеях
допускается снижение наполняемости классов до 20 учащихся.

*3.5.
При проведении занятий по иностранному языку в 1 ¾

11 классах и трудовому обучению в 5 ¾

11 классах, физической культуре в 10 ¾

11 классах, по информатике и вычислительной технике, физике, химии и
биологии (во время практических занятий) классная группа делится на
две подгруппы. В школах с профильным обучением, лицеях и гимназиях
для проведения практических работ класс может делиться на несколько
подгрупп, исходя из дифференцированных или интегрированных программ
обучения, а также для организации групповых работ и самостоятельных
занятий учащихся по интересам. Число мест в помещениях студий и
кружков принимается от 8 до 12. В соответствии с этим положением
устанавливаются площади помещения согласно приложений 7 ¾

11 и 18 ¾
20.

3.6.
Структуру и вместимость зданий общеобразовательных учреждений следует
принимать с учетом приложений 3 и 4.

*3.7.
Вместимость отдельного общеобразовательного учреждения не должна
превышать 1000 учащихся. При большем числе учащихся, учреждение
проектируется в виде комплекса зданий с единым общешкольным центром и
несколькими автономными учебными корпусами вместимостью не более двух
параллелей учащихся каждый.

4. ТРЕБОВАНИЯ К
ОРГАНИЗАЦИИ СЕТИ. ВИДЫ И ТИПЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

4.1.
Сеть общеобразовательных учреждений следует рассматривать как
основное звено общей системы учебно-воспитательных учреждений,
включающей, помимо общеобразовательных, внешкольные учреждения и
учреждения для трудового обучения.

Виды
и типы общеобразовательных учреждений различаются
организационно-педагогическими структурами (соотношением возрастных
параллелей учащихся), содержанием, формами и методами организации
учебно-воспитательного процесса и направленностью профилизации.

4.2.
Принципы организации сети зданий общеобразовательных учреждений см.
приложение 3.

4.3.
Номенклатуру видов и типов зданий общеобразовательных учреждений см.
приложение 4.

Школы
различных ступеней обучения могут размещаться отдельно или
формироваться в комплексы в разнообразных сочетаниях.

4.4.
Общеобразовательные учреждения в единой системе учебно-воспитательных
зданий могут кооперироваться с дошкольными и внешкольными
учреждениями, учебно-производственными комбинатами и учебными
заведениями, дающими профессию со средним образованием.

*4.5.
При расчете комплексной сети зданий следует предусматривать число
мест в общеобразовательных учреждениях для 100 % учащихся младшего и
среднего школьного возраста и до 75 % учащихся старшего школьного
возраста при обучении в одну смену.

4.6.
При расчете комплексной сети зданий и числа мест в
общеобразовательных учреждениях необходимо иметь в виду что: 1)
учебно-производительный труд для учащихся старших возрастов может
быть организован в межшкольных учебно-производственных комбинатах
(МУПК), школьных учебно-производственных мастерских (УПМ), школьных
заводах и т.д., из расчета охвата ими до 8 % от общего числа
учащихся; 2) занятия по интересам в соответствии с индивидуальными
склонностями детей могут осуществляться во внешкольных учреждениях
(ВУ), из расчета охвата ими до 10 % от общего числа школьников; 3)
отдельные виды занятий могут быть организованы по месту жительства ¾

школы, кружки, студии и клубы по интересам при группах жилых домов.

4.7.
По месту жительства рекомендуется планировать клубы для детей
микрорайона, не вовлеченных в активные формы работы в школе или во
внешкольных учреждениях из расчета: по спорту и туризму 35 %,
художественным воспитанием 35 %, кружками юных натуралистов и
техников 12 %, прочими видами клубной работы 18 %.

*4.8.
Число мест в здании общеобразовательного учреждения определяется по
местным демографическим условиям и перспективам развития жилого
района (в среднем по Москве 110 учащихся на 1000 жителей).

При
этом следует руководствоваться ориентировочной демографической
структурой населения исходя из особенностей структуры города
(МГСН-1.01-94 табл. 5.3 к пункту 5.7 для населения возрастных групп
6, 7 ¾
15, 16 ¾

17 лет).

*4.9.
Для модернизации сложившейся сети школьных зданий следует
руководствоваться п. 5.15 МГСН-1.01-94, применяя в системе застройки
сетевые ( см. Приложение 1 п. 5 ) здания школ I
II


и III

ступеней обучения (см. приложение 3. п. «е» и приложение
4 п. 4).

4.10.
Для муниципальных районов с неразвитой инфраструктурой общественных
зданий, не соответствующей укрупненным расчетным показателям
обеспеченности жителей учреждениями обслуживания согласно
МГСН-1.01-94 табл. 5.1 и 5.2 к пункту 5.3, рекомендуется
проектировать средние школы с выделенным блоком общешкольного центра
для обслуживания учащихся, а также населения во внеучебное время.

*4.11.
Сумма ученических мест в сети общеобразовательных учреждений в
условиях новой и сложившейся застройки, должна соответствовать п.
4.5. настоящих норм.

*4.12.
Радиусы обслуживания от дома до общеобразовательного учреждения
определяются максимальным временем доступности: начальных классов ¾

10 - 15 мин. пешком, средних классов ¾

30 мин., старших классов ¾

45 мин. пешком или транспортом.

5. ТРЕБОВАНИЯ К
РАЗМЕЩЕНИЮ И ЗОНИРОВАНИЮ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА.

*5.1.
Здания общеобразовательных учреждений следует размещать на
обособленных земельных участках с учетом перспективного развитая
жилого района.

Расстояние
от зданий школы до красной линии и от границы земельного участка
школы до стен жилых домов следует принимать по МГСН-1.01-94 п. 5. 19.

*5.2.
На земельных участках общеобразовательных учреждений следует
предусматривать следующие зоны: физкультурно-спортивную,
учебно-опытную, отдыха и хозяйственную.

5.3.
Площади основных зон земельных участков общеобразовательных
учреждений рекомендуется принимать по расчетным показателям на 1
класс в соответствии с приложением 5.

В
случаях размещения здания в условиях затесненной застройки состав зон
земельного участка определяется заданием на проектирование.

5.4.
В физкультурно-спортивной зоне рекомендуется предусматривать:
легкоатлетическое спортядро с круговой беговой дорожкой длиной 250 м,
баскетбольную, волейбольную и теннисную площадки, гимнастические
площадки для младших и старших классов, комбинированную площадку для
спортивных игр, метания мяча и прыжков.

Допускается
принимать легкоатлетическое спортядро с круговой беговой дорожкой
длиной 200 м. ¾
для основных
школ и с круговой беговой дорожкой длиной 333 м. ¾

для общеобразовательных учреждений с числом параллелей старших
классов не менее трех.

Допускается
уменьшать учебно-спортивную зону на размер легкоатлетического
спортядра с сохранением остальных элементов спортзоны, при условии
использования спортядра микрорайона или муниципального района,
размещенного в пределах 15 минутной пешеходной доступности для
проведения спортивных занятий школьников.

*5.5.
Физкультурно-спортивную зону не допускается размещать со стороны окон
классных помещений. Площадки для игр с мячом и метания спортивных
снарядов следует располагать на расстоянии не менее 15 м от окон
здания, а при наличии ограждения высотой 3 м ¾

не менее 15 м. Площадки для занятий другими видами
физкультурно-спортивных занятий ¾

на расстоянии не менее 10 м.

5.6.
В учебно-опытную зону рекомендуется включать: отдел начальных
классов, отдел полевых и овощных культур, отдел плодового сада и
питомника, отдел цветочно-декоративных растений, отдел
коллекционно-селекционной работы, теплицу с зооуголком, парники,
географическую площадку, площадку для занятий биологией на воздухе (с
навесом).

В
условиях дефицита территории допускается сокращать учебно-опытную
зону, при условии обязательного сооружения парников, теплицы и
устройства специального павильона для коллекционно-селекционной
работы до величины, обеспечивающей потребности учебного процесса.

Для
школ с биологическим уклоном допускается расширять номенклатуру
закрытых сооружений (парники, теплицы, оранжереи, сооружения для
хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники и т.п.).

5.7.
В зону отдыха рекомендуется включать: 1) площадки для подвижных игр
учащихся начальной школы (2 ¾

4 классы) ¾
принимаются из
расчета 100 м2
на каждый класс, а для детей шестилетнего
возраста (1 классы) не менее 180 м2
(7,2 на одного
ученика) с теневыми навесами и малыми игровыми формами; для основной
школы (5 ¾
9 классы) ¾

25 м2
на каждый класс; 2) площадки для тихого отдыха
основной школы принимаются для 75 % учащихся из расчета 25 м2

на каждый класс.

Для
учащихся старших классов зоной отдыха служат площадки спортзоны.

5.8.
При уменьшении общей площади земельных участков без изменения должны
сохраняться размеры легкоатлетического ядра, спортивных площадок и
площадок для подвижных игр.

5.9.
Хозяйственная зона должна иметь отдельный въезд (вход) и размещаться
со стороны производственных помещений столовой и вблизи
учебно-опытной зоны. В хозяйственной зоне в зависимости от местных
условий допускается размещать сарай, овощехранилище, учебный гараж,
навесы для инвентаря и оборудования. Допускается также размещать
хозяйственные кладовые в цокольном этаже или подвале здания школы с
отдельным выходом наружу. Состав и площади хозяйственных построек
определяются заданием на проектирование.

*5.10.
Площадь озеленения должна составлять не менее 40 % общей площади
участка общеобразовательного учреждения.

В
площадь озеленения должны включаться площади зеленых насаждений,
учебно-опытной зоны, физкультурно-спортивной и зоны отдыха, а также
газонов, защитных полос и изгородей из кустарников вокруг участков.

Не
допускается применять для озеленения ядовитые и колющие растения.

При
примыкании земельного участка общеобразовательного учреждения
непосредственно к зеленым насаждениям общего пользования (паркам,
лесопаркам, садам, скверам, бульварам) площадь озеленения участка
допускается сокращать до 30 %.

*5.11.
На земельных участках должны предусматриваться подъезды для пожарных
машин к зданиям, а также возможность объезда вокруг зданий. Твердое
покрытие должны иметь подъезды к зданиям и объезды вокруг него,
хозяйственный двор и подходы к зданию. На периферии участка или
вблизи от него следует предусматривать стоянку автомашин для
педагогов и сотрудников (МГСН-1.01-94 пункт 12.16 табл. 43 ¢¢
Высшие
и средние учебные заведения¢¢
),
преимущественно со стороны хоззоны.

*5.12.
Земельные участки общеобразовательных учреждений должны иметь
ограждение по всему периметру, высотой не менее 1,2 м. в соответствии
с требованиями СН 441-72* и иметь предохранительные устройства,
препятствующие выбеганию учащихся на проезжую часть улицы со стороны
входа в здание.

Допускается
предусматривать живую изгородь из зеленых насаждений.

*5.13.
Участок должен быть обустроен малыми архитектурными формами, освещен:
иметь мощеные покрытия и травяной газон.

Среднюю
горизонтальную освещенность следует принимать по СНиП 123-05-95 табл.
13.

5.14.
При размещении зданий на затесненных участках допускается
проектировать эксплуатируемые кровли, "вывешивать"
отдельные части здания по уровню 1-го этажа для устройства площадок
отдыха и т.п.

С
эксплуатируемой кровли следует предусматривать не менее двух
эвакуационных выходов, покрытие кровли и утеплитель должны быть
несгораемыми.

Площадки,
размещаемые на эксплуатируемой кровле, должны иметь ограждение
высотой не менее 1,6 м без горизонтальных членений. Расстояние в
свету между вертикальными элементами ограждения должно быть не более
0,1 м.

5.15.
В зоне главного входа рекомендуется предусматривать мощеную площадку
для сбора учащихся и проведения ритуальных мероприятий.

6. ТРЕБОВАНИЯ К
ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ГРУППАМ, СОСТАВУ И ПЛОЩАДЯМ ПОМЕЩЕНИЙ.

6.1.
Набор функциональных групп, состав и площади помещений
общеобразовательных учреждений должны соответствовать их видам и
типам, функционально-педагогической структуре и назначению.

6.2.
Состав помещений общеобразовательных учреждений должен содержать
учебную и общешкольную группы помещений (см. приложение 6) и
дифференцироваться на функциональные группы в соответствии с
приложениями 6-21.

*6.3.
Количество основных помещений классов, классов-кабинетов для всех
видов общеобразовательных учреждений принимается равным количеству
учебных групп, в соответствии с организационно-педагогической
структурой.

*6.4.
Расчетные показатели площади основных учебных помещений
общеобразовательного учреждения в среднем принимаются не менее: для
класса ¾
учебного кабинета и
лаборатории по естественным наукам ¾

3 м2
/уч., мастерских по изучению технологий и труда ¾

7,5 м2
/уч., специализированных мастерских для
дифференцированного обучения по направлениям ¾

9 м2
/уч.

6.5.
Состав и площади отдельных функциональных групп помещений
общеобразовательного учреждения следует принимать в соответствии с
рекомендуемыми в приложениях с 7 по 21 включительно.

6.6.
Гардеробные для преподавателей должны предусматриваться из расчета не
менее двух мест на один класс.

*6.7.
Площадь пола спортзалов принимается из расчета не менее 1,4 м2

на одного учащегося школы. Количество и размер залов определяется
исходя из назначения и типа здания.

При
учебно-спортивных залах должны предусматриваться: не менее чем одна
пара раздевальных на класс ( для мальчиков и девочек) и по две пары
помещений раздевальных, душевых и уборных в игровых залах.

*6.8.
Площадь обеденного зала столовой следует принимать из расчета не
менее 1,0 м2
на одно посадочное место. Число посадочных
мест определяется из расчета половины численности учеников,
преподавателей и администрации общеобразовательного учреждения.

6.9.
Площади уборных, умывальных и душевых общеобразовательных
учреждений и количество санитарных приборов следует принимать по
приложению 22.

*6.10.
Рекреации следует проектировать из расчета 2 м2
на 1
учащегося, как правило, в виде зальных помещений.

7.
ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СТРОЕНИЯ.

7.1.
Здания общеобразовательных учреждений рекомендуется проектировать
универсальными из расчета эксплуатации их ¾

в качестве школы, с различными организационно-педагогическими
структурами, лицея или гимназии.

*7.2.
Здания общеобразовательных учреждений проектируются, как правило,
высотой в 2 ¾
3 этажа. Для
затесненных участков застройки допускается проектировать
общеобразовательные учреждения в 4 этажа. На четвертом этаже не
допускается размещать помещения начальных классов, а остальных
учебных помещений должно быть не более 25 %.

*7.3.
Высота надземных этажей здания должна быть не менее 3,3 м. (от пола
до пола вышележащего этажа). Высота зрительного и спортивных залов
принимается согласно рекомендациям приложений 15 и 16, кабинетов
информатики и вычислительной техники, лекционной аудитории ¾

по технологическим требованиям.

7.4.
Объемно-планировочная структура здания должна соответствовать
назначению учреждения, его специфике и комфортным условиям
эксплуатации, включая связь с участком школы.

7.5.
Архитектурно-типологическая структура здания в соответствии с
функциональной моделью должна иметь следующую пространственную
организацию:

помещения
общеобразовательных учреждений следует подразделять на две основные
обособленные группы ¾

учебную и общешкольную, в соответствии с приложением 6; рекреационный
центр, при его наличии, должен быть связующим звеном между ними;

учебная
группа помещений должна быть дифференцирована на школы I

,
II

и III

ступеней обучения и технологические группы помещений, обслуживающие
эти возрастные школы.

*7.6.
Учебные помещения должны группироваться в учебные секции:

для 1
классов школ в учебных секциях следует предусматривать не более трех
классных помещений со спальными ¾

игровыми (комнатами отдыха) и санитарными узлами;

для 2
¾
4 классов в учебных
секциях следует предусматривать не более шести классных помещений с
рекреациями и санитарными узлами, а также комнату труда и
универсальное помещение для групп продленного дня, последние
допускается размещать вне учебной секции но в группе помещений для
учащихся этих классов;

для 5
¾
11 классов в учебные
секции должны входить учебные классы-кабинеты, лаборатории и
соответствующие рекреационные помещения и санитарные узлы;

учебные
секции 1, 2 ¾
4 классов, а
также 5 ¾
8 (9) классов,
должны быть обособленными и непроходными для учащихся других
возрастных групп. Допускается учебные секции 5 ¾

11 классов в общеобразовательных учреждениях с профильным обучением,
гимназиях и лицеях проектировать необособленными.

Специализированные
учебные кабинеты и мастерские следует группировать в учебные секции
по признакам родственных дисциплин и технологий.

Допускается
санитарные узлы для 5 ¾
11
классов размещать вне учебных секций, а в двухэтажных зданиях
размещать на одном из этажей сосредоточенно.

7.7.
Кабинеты химии и физики следует размещать на нижних этажах.

7.8.
Группу помещений общешкольного центра рекомендуется размещать
изолированно от учебных секций. Проходы в помещения центра через
учебные секции не допускаются.

7.9.
Общеобразовательные учреждения следует проектировать, как правило, в
одном сблокированном здании.

*7.10.
При определении типа кухонного блока (работающего на сырье или
полуфабрикатах) должна учитываться связь со школьно-базовой столовой
муниципального района ( МГСН-1.01-94 табл. 5.1 к пункту 5.3 поз. П).

В
производственные помещения столовой должен предусматриваться
отдельный вход и дебаркадер.

Производственные
помещения столовых проектируются с учетом размещения в них комплекта
торгово-технологического оборудования на электроподогреве.

*7.11.
При обеденном зале должны предусматриваться умывальники из расчета 1
кран на 30 мест.

7.12.
Допускается при согласовании с департаментом образования и МГЦ
Госсанэпиднадзора использовать столовые во внеучебное время для
жителей микрорайона в качестве кафе или дискоклубов при условии
организации при них дополнительных санузлов.

*7.13.
Учебно-спортивные залы следует размещать не выше второго этажа.
Предусматривать проходы в учебно-спортивные помещения через учебные
секции не допускается. Вход в спортивный зал из раздевальных
предусматривается непосредственно или через обособленный коридор.
Снарядная должна соединяться со спортивным залом через дверь или
открытый проем шириной не менее 2 м. и высотой не менее 2.2 м. Длина
снарядной для хранения гимнастического бревна должна быть не менее 5
м. Пол снарядной должен быть в одном уровне с полом спортивного зала
(без порога).

7.14.
Коридоры и рекреационные помещения, находящиеся вблизи зрительного
зала ¾
лекционной аудитории,
следует проектировать с учетом использования их в качестве кулуаров
(фойе).

7.15.
Ширина рекреационных помещений при одностороннем расположении
кабинетов и лабораторий должна приниматься не менее 4 м. ширина
рекреационных помещений, примыкающих к кабинетам, лабораториям (при
их двухстороннем расположении) и классам ¾

не менее 6 м.

7.16.
Гардеробные должны располагаться изолированно с зонированием для
начальной, основной и старшей школы.

*7.17.
На входах в здания общеобразовательных учреждений следует
предусматривать тамбуры.

*7.18.
Унитазы в уборных для учащихся должны размещаться в закрытых кабинах.
Кабины должны быть отделены перегородками-экранами высотой не менее
1,8 м (от пола), не доходящими до пола на 0,2 м. Размеры кабин должны
приниматься в плане 0,8 ´
1
м. Одна из кабин уборных для девочек (личной гигиены) должна быть
полноценной 1,8 ´
1,2 м.

Проход
между кабинами уборных и противоположной стеной должен приниматься, в
м, не менее:

при
отсутствии писсуаров ¾
1,5
м;

при
наличии писсуаров ¾
2,0 м.

Расстояние
между кранами индивидуальных умывальников должно быть не менее 0,65
м.

Высота
верхней поверхности раковин умывальников над полом должна приниматься
0,5 м для учащихся 1 классов: 0,6 м ¾

для учащихся 2 ¾
4 классов и
0,7 м ¾
для учащихся 5 ¾

11 классов.

Проход
между умывальниками и стеной должен быть не менее 1,1 м. между двумя
рядами умывальников ¾
не
менее 1,6 м.

*7.19.
Душевые кабины должны предусматриваться размером в плане не менее 0,9
´
0,9 м. Проход между рядами
душевых кабин должен быть не менее 1,2 м, а между рядом кабин или
кабиной и стеной (перегородкой) ¾

не менее 0,8 м.

7.20.
Подсчет технико-экономических показателей необходимо производить в
соответствии с правилами, установленными СНиП 2.08.02-89*
"Общественные здания и сооружения", приложение 3."

8. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

*8.1.
Объемно-планировочное решение здания должно соответствовать
противопожарным требованиям СНиП 02.01.02-85*, СНиП 2.08.02-89* и
других нормативных документов, действующих на территории Москвы.

*8.2.
Наибольшее количество людей, одновременно пребывающих на этаже в
зданиях школ, при расчете ширины путей эвакуации должно определяться
исходя из вместимости учебных помещений, помещений для трудового
обучения и спальных помещений, а также спортивного зала и актового
зала ¾
лекционной аудитории,
находящихся на данном этаже.

*8.3.
Ширина дверей выходов из помещений, в которых одновременно может
находиться более 15 учащихся, должна быть не менее 0,9 м.

*8.4.
Из групп помещений, расположенных в подвальном или цокольном этажах
зданий школ необходимо предусматривать не менее двух эвакуационных
выходов непосредственно наружу. Для этих групп помещений допускается
устройство выходов на первый этаж через отдельные лестничные клетки,
не связанные с открытыми лестницами и общими лестничными клетками.

8.5.
В зданиях общеобразовательных учреждений следует предусматривать
устройства по мусороудалению. В 3 ¾

4 этажных зданиях допускается устройство вертикальных мусоропроводов
с мусоросборными камерами. Ограждающие конструкции ствола
мусоропровода должны иметь предел огнестойкости не менее 0,5 часа.

Мусороуборочную
камеру следует размещать под стволом мусоропровода и выделять
противопожарными перегородками 1-го типа. На сети водопровода в
мусорокамере необходимо установить автоматические спринклеры.

Выход
из мусорокамеры должен предусматриваться непосредственно наружу и
отделяться от входа в здание глухой стеной (экраном), над выходом из
нее должен предусматриваться козырек из негорючих материалов.

*8.6.
Деревянные конструкции пола спортзала должны быть подвергнуты
глубокой пропитке антиперенами. Места для сидения допускается
выполнять из горючих материалов, не выделяющих при горении токсичных
веществ.

*8.7.
Помещения зрительного зала и кружковых помещений должны быть выделены
противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.

*8.8.
Помещения гардеробных площадью 200 м2
и более необходимо
оборудовать системой дымоудаления. Вентиляторы дымоудаления должны
включаться от пожарных извещателей, реагирующих на дым, дистанционно,
от кнопок. Аналогично должна быть предусмотрена блокировка систем
приточно-вытяжной вентиляции при пожаре.

*8.9.
Размещение сауны (бани сухого жара) в зданиях общеобразовательных
учреждений не допускается.

*8.10.
Каналы в зданиях для прокладки кабелей, питающих помещения
электронно-вычислительной техники, информатики и другие следует
предусматривать с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.

*8.11.
В случае размещения общеобразовательных учреждений совместно с
дошкольными, помещения дошкольных учреждений следует отделять
противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
Эвакуационные выходы из дошкольных учреждений должны быть
самостоятельными.

*8.12.
Из мастерских по обработке древесины и комбинированной мастерской по
обработке металла и древесины необходимо предусматривать
дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур)
или через коридор, примыкающий к мастерским, в который нет выходов из
классов, учебных кабинетов и лабораторий.

*8.13.
Тепловая автоматическая пожарная сигнализация должна
предусматриваться в следующих помещениях: кабинетах черчения и
изобразительных искусств, лабораториях физики и астрономии, химии,
биологии, лаборантских физики, химии, биологии, лаборантских при
учебных кабинетах, учебных мастерских для учащихся 5 ¾

9 классов по обработке металла, древесины, комбинированной мастерской
по обработке металла и древесины, инструментальной ¾

комнате мастера, универсальной мастерской по техническим видам труда,
мастерских обслуживающих видов труда по обработке тканей, по
кулинарии, учительской и учебно-методическом кабинете, раздевальных
при учебно-спортивных залах, снарядных, кабинете инструктора
физического воспитания, эстраде, кружковых помещениях, техническом
центре (радиоузел, дикторская, комната для ремонта аппаратуры,
фотолаборатория), инвентарной при актовом зале ¾

лекционной аудитории, обеденном зале, кладовой сухих продуктов,
загрузочной ¾
тарной,
бельевой при кухне, хозяйственной кладовой при кухне, канцелярии,
комнате технического персонала и хозяйственной кладовой, в спальных ¾

игровых, комнатах хозяйственного инвентаря, медицинских комнатах.

Автоматическую
пожарную сигнализацию, реагирующую на дым необходимо предусматривать
в кабинетах информатики и электронно-вычислительной техники, кладовых
для хранения сырья и готовой продукции, зрительном зале, лекционной
аудитории, киноаппаратных, помещениях библиотеки, вестибюлях и
гардеробных с сушилкой, гардеробных, кладовых индивидуального
спортивного инвентаря.

Сигнал
о срабатывании АПС выводится в помещение с круглосуточным пребыванием
дежурного персонала или в ближайшую пожарную часть

9. ТРЕБОВАНИЯ К
ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ ЗДАНИЙ.

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ МЕБЕЛИ И
ОБОРУДОВАНИЯ.

9.1.
Основное помещение школы ¾

класс - учебный кабинет ¾

должно отвечать требованиям активного ведения учебного урока с
организацией как фронтальных, так групповых и индивидуальных форм
обучения с широким привлечением технических средств.

Помещение
должно включать рабочую зону учащихся, рабочую зону учителя,
дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий,
ТСО, личных вещей учащихся, зону для групповой работы и для
индивидуальных занятий учеников (особо успевающих и неуспевающих) и
возможности активной деятельности. Эти зоны как сумма пространств
должны обеспечивать оптимальные условия обучения.