партнеры

ТСН 12-303-99 Пермской области


Положение о техническом надзоре за строительством предприятий, зданий и сооружений.

Система
нормативных документов в строительстве

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ПЕРМСКОЙ
ОБЛАСТИ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ТЕХНИЧЕСКОМ
НАДЗОРЕ ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ


ПРЕДПРИЯТИЙ,
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ


ТСН 12-303-99

ПЕРМСКОЙ
ОБЛАСТИ


Дата введения
05.11.99

П Р Е Д И С Л О
В И Е

1. Разработаны
управлением государственного архитектурно-строительного надзора
администрации области (государственные строительные инспекторы
Российской Федерации Дьячков В.А., Сыромятников Н.А.).

2. Внесены
управлением государственного архитектурно-строительного надзора
администрации области

3. Приняты и
введены в действие указом губернатора Пермской области от 05.11.99 №
157

Настоящий
нормативный документ не может быть полностью или частично
воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального
издания без разрешения администрации Пермской области.

В В Е Д Е Н И Е

Положение о
техническом надзоре за строительством предприятий, зданий и
сооружений вводится для обеспечения возможности осуществления нового
строительства или реконструкции зданий и сооружений физическими и
юридическими лицами любой формы собственности, как имеющими, так и не
имеющими службы технического надзора за строительством, а также в
целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и
государства.

Главная цель
Положения - установление порядка организации деятельности
технического надзора, определение его задач, функций, обязанностей,
прав и ответственности на территории Пермской области.

Положение
основано на законодательных и нормативных документах Российской
Федерации и Пермской области.

1
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


1.1 Настоящее
Положение распространяется на новое строительство, расширение,
реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий,
зданий и сооружений (в дальнейшем - строительство предприятий, зданий
и сооружений) на территории Пермской области независимо от источников
финансирования.

1.2 Положение
является рекомендуемым для органов управления и надзора, юридических
и физических лиц, осуществляющих технический надзор за строительством
предприятий, зданий и сооружений независимо от форм собственности и
принадлежности.

Положение
становиться обязательным для применения, если в договоре (контракте)
или распорядительном документе на выполнение работ предусмотрены
соответствующие указания со ссылкой на Положение.

2
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


2.1 Настоящее
Положение определяет задачи, функции, обязанности, права и
ответственность организаций и их работников, а также индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих технический надзор за строительством
предприятий, зданий и сооружений, как при функционировании в составе
службы заказчика, так и выполнении инжиниринговых услуг инженерными
организациями и индивидуальными предпринимателями на условиях
договора с заказчиком.

2.2 Служба
технического надзора в своей работе должна руководствоваться
действующим законодательством, постановлениями Правительства
Российской Федерации и губернатора области, требованиями проекта и
нормативных документов, а также указаниями государственных надзорных
органов по вопросам соблюдения организационно-правового порядка
строительства объекта, качества строительно-монтажных работ (далее
СМР) и их приемки.

2.3 Наличие
технического надзора за строительством предприятий, зданий и
сооружений не снимает ответственности с подрядных организаций за
обеспечение качества строительства и готовности объектов к приемке в
эксплуатацию.

2.4 Указания
службы технического надзора по достижению надлежащего качества
строительства, выдаваемые в пределах установленной настоящим
Положением компетенции, должны фиксироваться в общем журнале работ и
являются обязательными для исполнения проектными и подрядными
организациями.

3
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА


3.1 Технический
надзор за строительством предприятий, зданий и сооружений
организуется для обеспечения соответствия строящихся объектов
предусмотренным в утвержденных проектах технологическим,
архитектурно-строительным и инженерно-техническим решениям,
технико-экономическим показателям, а также требованиям нормативных
документов.

3.2 Технический
надзор следует осуществлять весь период строительства, приемки и
ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов. Начало и
окончание работы по осуществлению технического надзора
регламентируются началом выполнения комплекса работ по подготовке к
строительству объекта и вводом объекта в эксплуатацию.

3.3 Инженерная
организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие
технический надзор в порядке выполнения инжиниринговых услуг, свои
отношения с заказчиком строят на договорной основе, являются его
представителем в период строительства объекта и действуют в пределах
своей компетенции, установленной настоящим Положением и договором,
который не должен противоречить настоящему Положению.

3.4 Для
осуществления технического надзора могут привлекаться юридические
лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую
лицензию на осуществление строительной деятельности,
квалифицированные кадры строительного профиля, нормативно-техническую
и инструментальную базу для ведения контроля за качеством
строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий,
конструкций и оборудования.

3.5
Ответственными за технический надзор могут быть специалисты
строительного профиля со стажем практической работы в строительстве
не менее 3 лет - для лиц с высшим образованием и не менее 5 лет -для
лиц со средне-специальным образованием, прошедшие аттестацию в
уполномоченных на это органах, которая проводится не реже 1 раза в 3
года. По объектам, строящимся в особо сложных условиях (карсты,
просадочность грунтов, гравитационные процессы, оползни) к
специалистам технического надзора дополнительно предъявляется
требование о наличии опыта работы по строительству объектов в этих
условиях не менее 1 года.

3.6 Не
допускается выполнение функций технического надзора за строительством
лицом, ответственным за производство СМР или за осуществление
авторского надзора на поднадзорном объекте.

4
ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА


Основные задачи
службы технического надзора заключаются в обеспечении ею в пределах
своей компетенции совместно с другими участниками строительства:

4.1 Требуемого
качества выполняемых СМР, применяемых строительных материалов,
деталей, конструкций и оборудования, соблюдения проектных решений.

4.2 Соответствия
объемов строительства утвержденному в установленном порядке проекту и
соблюдения договорных сроков строительства .

4.3 Соблюдения
установленного порядка приемки отдельных видов работ и завершенных
строительством объектов.

5
ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА


В соответствии с
возложенными задачами служба технического надзора выполняет следующие
основные функции:

По
обеспечению требуемого качества и соблюдения проектных решений:


5.1 Организует и
контролирует выполнение в соответствии с требованиями законодательных
и нормативных документов комплекса работ по подготовке к началу
строительства объекта, включающего в себя:

входной контроль
проектной документации и внесение изменений по результатам контроля
в установленном порядке;

контроль наличия
подготовленных подрядными организациями проектов производства работ,
общего и специальных журналов работ;

контроль за
получением подрядчиками в органах местного самоуправления и надзорных
органах необходимых разрешений.

5.2 Осуществляет
контроль за соответствием выполняемых СМР утвержденной
проектно-сметной документации, за соблюдением требований
нормативных документов, технологии выполнения общестроительных,
монтажных и специальных работ, за качеством используемых строительных
материалов, изделий, конструкций и оборудования.

5.3 Добивается
своевременного и качественного выполнения участниками строительства
требований и указаний работников технического и авторского надзора,
органов государственного надзора, изложенных соответственно в общем и
специальном журналах работ, журнале авторского надзора, в
предписаниях надзорных органов, относящихся к вопросам
организационно-правового порядка, качества выполняемых СМР и
применяемых конструкций, изделий, материалов и оборудования.

5.4 Обеспечивает
проведение возложенных нормативными документами на заказчика
геодезических работ, предусмотренных проектом, а также контролирует
своевременность и качество выполнения геодезических работ,
возложенных нормативными документами на подрядчиков.

По
обеспечению завершения строительства в полном объеме и в договорные
сроки:


5.5 Контролирует
соответствие утвержденной проектно-сметной документации выполненных и
предъявленных к оплате объемов СМР.

5.6 Контролирует
соблюдение установленных договором сроков выполнения СМР.

По
обеспечению установленного порядка приемки:


5.7 Проводит
приемку отдельных видов работ с оформлением требуемых документов.

5.8 Участвует в
приемке заказчиком от подрядчика завершенного строительством объекта.

6
ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА


Служба
технического надзора обязана:


При
выполнении изложенных в п.5.1 функций:


6.1 Проводить
входной контроль проектно-сметной документации с установлением ее
комплектности и достаточности для обеспечения качественного
строительства.

6.2 Принимать
своевременные меры по пересмотру проектно-сметной документации (в
случае необходимости), контролировать устранение выявленных дефектов
в проектах, не допускать ухудшения проектных решений и
необоснованного увеличения сметной стоимости строительства.

6.3 Обеспечивать
своевременное и полное внесение в проектную документацию автором
проекта согласованных изменений.

При
выполнении изложенных в п.5.2 функций:


6.4
Контролировать правильное проведение подрядными организациями и
поставщиками входного контроля строительных материалов, конструкций,
изделий, оборудования и другой получаемой продукции (далее -
продукции), используемой при строительстве объекта, а также
предотвращение использования для строительства объекта продукции, не
прошедшей входной контроль.

В этих целях
служба технического надзора обязана контролировать:

наличие у
потребителей продукции регламентирующей эту продукцию документации,
средств измерений и контрольно-измерительных приборов, необходимых
для проведения инструментального входного контроля продукции, а также
их соответствие требованиям метрологии, классу точности и методам
измерения;

организацию и
осуществление потребителями продукции входного контроля как
непосредственно на объектах, так и на складах временного хранения;

своевременное
оформление соответствующей документации по результатам входного
контроля продукции;

устранение
представителями предприятий – поставщиков выявленных входным
контролем дефектов в продукции;

применение в
производстве работ продукции, только соответствующей требованиям
проектной и нормативно-технической документации;

своевременность
применения в производстве работ продукции с ограниченным сроком
хранения;

организацию
учета и хранения продукции на складах и площадках для хранения,
соблюдение при этом требований нормативно-технической документации к
условиям хранения;

своевременность
проведения отбора проб продукции для испытаний в условиях
строительной лаборатории;

изолированность
на приобъектных складах и строительных площадках забракованной
продукции или продукции с истекшим сроком хранения;

соответствие
требованиям государственных стандартов и технических условий
клеймения и маркировки продукции, поставляемой на строительство
объекта;

наличие
правильно заполненных ярлыков, этикеток и сопроводительных документов
(паспортов, сертификатов), результатов лабораторных испытаний,
замеров и т.д., удостоверяющих качество используемых на строительстве
конструкций, изделий, материалов и оборудования, обеспечение их
регистрации в установленном порядке и сохранности до передачи
заказчику;

проведение более
детального входного контроля вновь применяемых или вновь освоенных
предприятиями – поставщиками видов продукции;

выполнение
документирования результатов входного контроля и маркировки прошедшей
входной контроль продукции, подтверждающей пригодность продукции к
применению в производство работ.

6.5 В ходе
проверки качества СМР осуществлять контроль соблюдения технологии
строительного производства, эффективности производственного контроля
с учетом структуры и характера строительного производства, включающий
в себя проверку:

наличия и
состояния на объекте технической и технологической документации на
производство работ;

обеспеченности
подрядчика необходимым мерительным инструментом и испытательным
оборудованием, его полного наличия и рабочего состояния, соблюдения
метрологических правил по использованию мерительного инструмента и
испытательного оборудования;

технологической
оснащенности строительства оборудованием, оснасткой, средствами
измерений и испытаний, обеспечивающими необходимую точность
выполнения работ, а также контроля со стороны подрядчика за их
состоянием;

соблюдения
исполнителями работ технологического процесса строительства,
проведения операционного контроля;

выполнения
подрядными организациями принятых совместно с заказчиком решений и
мероприятий, а также предписаний технического надзора, выданных в
ходе строительства;

правильности и
полноты проведения индивидуальных испытаний и комплектности
опробованного оборудования;

своевременности
устранения недостатков в производстве работ, выявленных при проверках
надзорными органами всех уровней.

6.6 Постоянно
проводить контроль качества СМР с учетом выполняемых этапов и наличия
скрытых работ, подлежащих освидетельствованию. При этом не допускать
перерывов в контроле, влекущих снижение качества строительства
подконтрольного объекта.

При
выполнении изложенных в п.5.3 функций:


6.7
Контролировать своевременное и правильное ведение общего и
специальных журналов работ, оформление другой производственной и
исполнительной документации, предусмотренной строительными нормами и
правилами.

6.8
Контролировать своевременное устранение дефектов и недоделок,
выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных
элементов зданий, сооружений и объекта в целом.

6.9 Участвовать
в проверках, проводимых органами государственного надзора,
финансирующими строительство банками, ведомственными комиссиями и
инспекциями.

6.10 Доводить до
сведения генерального подрядчика выявленные нарушения технологии
строительства для принятия мер по устранению этих нарушений. При
неоднократных нарушениях технологии строительства и
производственного контроля, ставить в известность вышестоящие
инстанции генерального подрядчика и органы государственного надзора
по их компетенции.

6.11 Извещать
органы Госархстройнадзора о всех случаях аварийного состояния на
объектах строительства и объемах работ по ликвидации аварий; о
выявленном браке на объекте, который не устраняется подрядчиком,
несмотря на письменные требования заказчика; о выполнении подрядчиком
последующих работ вопреки отказу технического надзора в приемке
предшествующих работ.

При
выполнении изложенных в п.5.4 функций:


6.12
Контролировать выполнение геодезических работ в процессе
строительства и своевременное оформление результатов геодезического
контроля. Проводить контрольные геодезические съемки.

6.13
Обеспечивать выполнение предусмотренных проектом и нормативными
документами геодезических измерений деформаций оснований зданий и
сооружений.

При
выполнении изложенных в п.5.5 функций:


6.14 Проводить
визуальное и инструментальное освидетельствование выполненных СМР.

6.15 Вести учет
объемов принятых от подрядчика и оплаченных заказчиком СМР.

При
выполнении изложенных в п.5.6 функций:


6.16 Сверять
соответствие выполненных объемов СМР объемам, подлежащим выполнению к
установленному договором сроку.

6.17. При
выявлении отставания в выполнении объемов СМР от установленных
договором сроков давать предложения подрядчику об устранении
отставания и информировать об этом заказчика.

6.18
Контролировать исполнение подрядчиком управляющих решений заказчика
по объемам и срокам выполнения СМР.

При
выполнении изложенных в п.5.7 функций:


6.19 В
соответствии с указанным в проекте перечнем обязательного контроля и
приемки отдельных видов СМР осуществлять приемку этих работ с
обеспечением оформления актов освидетельствования, подтверждающих
техническую возможность выполнения последующих работ. При отказе
подрядчику в приемке некачественно выполненных СМР запрещать
производство последующих работ до устранения дефектов и оформления
актов освидетельствования скрытых работ.

6.20 Фиксировать
в журнале работ результаты приемки отдельных операций сложных видов
СМР.

6.21 Совместно с
генподрядной, специализированной (монтажной) и проектной
организациями своевременно проводить промежуточную приемку
ответственных конструкций.

6.22 Участвовать
в освидетельствовании объектов, зданий и сооружений, подлежащих
консервации, и в оформлении документации на консервацию или
временное прекращение строительства предприятий, зданий и сооружений,
а также в оценке технического состояния объектов при передаче их
строительно-монтажным организациям для продолжения работ.

При
выполнении изложенных в п.5.8 функций:


6.23 В ходе
приемки законченного строительством объекта от подрядчика
проводить приемку производственной и исполнительной документации,
участвовать в оформлении документа, подтверждающего приемку объекта
заказчиком от подрядчика.

6.24 Участвовать
в подготовке к вводу в эксплуатацию принятого заказчиком от
подрядчика завершенного строительством объекта, контролируя при этом
выполнение пуско-наладочных работ, комплексного опробования
оборудования с выпуском пробной продукции.

6.25
Комплектовать документацию, подлежащую представлению заказчиком
приемочной комиссии, согласно установленного правилами приемки
перечня документации, представляемой для назначения приемочной
комиссии и прилагаемой к акту приемки законченного строительством
объекта.

7 ПРАВА
СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА


При
осуществлении своих обязанностей служба технического надзора имеет
право:

7.1 Давать
подрядчикам и предприятиям-поставщикам обязательные для выполнения
указания о переделке некачественно выполненных работ, приостановке
строительства, выполняемого с нарушением требований проекта и
нормативных документов, об устранении и исправлении дефектов, замене
некачественных строительных материалов, конструкций, изделий и
оборудования.

7.2 Запрещать
использование средств измерений и испытаний, не прошедших требуемые
поверку и их калибровку в установленном порядке.

7.3 Требовать в
необходимых случаях проведение дополнительных проверок, испытаний,
анализов, съемок и замеров.

7.4 Обращаться в
соответствующие органы государственного надзора, а также привлекать
специализированные организации для оценки качества конкретных видов
работ и готовности объекта к приемке в эксплуатацию при возникновении
разногласий по этим вопросам с подрядной организацией.

7.5 Вносить
предложения заказчику о необходимости обращения в компетентные
органы для привлечения организаций, должностных и физических лиц,
допустивших некачественное выполнение СМР или изготовление
некачественных строительных материалов, конструкций, изделий и
оборудования, к установленной действующим законодательством
ответственности.

7.6 Вносить
предложения проектной и подрядной организациям о применении новых
материалов и конструкций, внедрении прогрессивных методов
производства работ, обеспечивающих повышение качества, снижение
стоимости и сокращение сроков строительства.

7.7 При
появлении деформаций, вызывающих угрозу разрушения конструкций
возводимого здания или сооружения, приостанавливать строительство и
требовать от строительной и проектной организаций принятия
необходимых мер для предотвращения аварии, немедленно сообщать об
этом руководству заказчика, подрядной организации и органу
Государственного архитектурно-строительного надзора области.

7.8 Выходить к
заказчику с инициативой о расторжении договора с подрядной
организацией или предприятием-поставщиком, которые систематически
нарушают требования проекта, строительных норм и правил,
государственных стандартов, технических условий и других нормативных
документов.

7.9 Отклонять от
приемки выполненные некачественно, с нарушениями требований проекта и
нормативных документов, предъявленные без надлежащего оформления
соответствующими актами работы и конструкции до их переделки или
устранения дефектов.

8
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА


Независимо от
организационной формы технического надзора за ненадлежащее
исполнение своих функций и обязанностей служба технического надзора
несет ответственность перед заказчиком.

8.1 При
осуществление технического надзора за строительством самим заказчиком
ответственность определяется действующим законодательством в области
строительства и Положением о службе технического надзора,
утвержденным руководителем заказчика.

8.2 При
осуществлении технического надзора в порядке оказания инжиниринговых
услуг на основании договора сторонней организацией ответственность
последней определяется действующим законодательством в области
строительства и условиями договора с заказчиком, не противоречащими
законодательству.

8.3 Служба
технического надзора несет ответственность перед заказчиком в
следующих случаях:

приемка от
подрядчика отдельных видов работ, выполненных с нарушением
утвержденного проекта, строительных норм и правил и других
нормативных документов;

невыполнение
обязанностей по своевременному извещению органов Госархстройнадзора и
заказчика о случаях аварийного состояния на объектах, о не устранении
подрядчиком брака, выявленного в процессе промежуточной приемки
ответственных конструкций и приемки отдельных видов работ;

согласие с
применением в производстве СМР недоброкачественных строительных
материалов, конструкций, изделий и оборудования либо без
соответствующих сопроводительных документов, подтверждающих их
качество;

участие в
оформлении не соответствующих действительности актов
освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки
ответственных конструкций и других документов по подконтрольному
объекту строительства;

отсутствие
контроля за устранением подрядчиком нарушений требований проекта
и нормативных документов, указанных в документах надзорных органов
всех уровней;

приемка от
подрядчика не завершенного строительством объекта и предъявление его
для приемки приемочной комиссии;

некомплектность
документации, представляемой инвестору для назначения приемочной
комиссии и прилагаемой к акту приемки законченного строительством
объекта;

подтверждение
оплаты подрядной организации недоброкачественных работ, завышенных
объемов выполненных работ;

другие нарушения
требований Положения о службе технического надзора или условий
договора с заказчиком.

8.4 Исполнение
меры ответственности не освобождает виновную службу или организацию
от исправления нарушений и возмещения ущерба.

С О Д Е Р Ж А Н
И Е

Введение

1.Область
применения

2.Общие
положения

3.Организация
технического надзора

4.Задачи службы
технического надзора

5.Функции службы
технического надзора

6.Обязанности
службы технического надзора

7.Права службы
технического надзора

8.Ответственность
службы технического надзора