партнеры

ТОИ Р-66-54-95


Типовая инструкция по охране труда для слесарей по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов.


СОГЛАСОВАНА

постановлением
Президиума

ЦК
профсоюза работников

строительства
и промышленности

строительных
материалов России

от 15
декабря
1994

г.

19-70

УТВЕРЖДЕНА

постановлением
Госстроя России

от 13 марта 1995
г. № 18-22

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУ
ДА
ДЛЯ СЛЕСАРЕЙ П
О РЕМОНТУ

ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
И

ТРАКТОРОВ

ТОИ Р-66-54-95

Дата введения 01.07.95

Слесари по ремонту дорожно-строительных машин и тракто
ров
(далее
«слесари») при
производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять
требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по
охране труда для работников строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунального

хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с
учетом строительных норм и правил Российской Федерации, Правил по
охране труда на автомобильном транспорте, а также требовани
я
инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации обслужив
аемого
оборудования и технологич
еской оснастки.

Требовани
я безопасности перед
началом
работы

1. Пере
д началом работы слесари обязаны:

а) пре
дъявить руководителю удостоверение
о проверке знаний безопасных методов работ, получить зад
ание

и
пройти инструктаж на рабочем месте по
специфике выполняемых работ;

б) наде
ть спецоде
жду,
спецобувь и при работе на строите
льной
пло
щадке


каску установ
ленного
образца.

2.
После получения задания у бригадира или
руководителя работ слесари обязаны:

а) подготовить необходимые средства индивидуальной защиты и проверить
их исправность.

б) проверить рабочее место и подходы к нему на соотве
тствие
требованиям безопасности;

в) подобрать инструмент, оборудование и технологическую оснастку,
необходимые при вып
олнении работы,
проверить их исправность и соответствие тре
бованиям
безопасности;

г)
при пользовании переносной
электролампой проверить ее исп
равность и
це
лостность изоляци
и
шлангового п
ровода.

3.
Слесари не должны приступать к выполне
нию
работ при следующих нарушениях требований безопасности
:

а) неисправностях те
хнологической
оснастки, средств защиты работающих и инструмента (гаечных ключей,
слесарных молотков, кувалд, зубил, ке
рн
и т.д.),
указанных в инструкциях
заводов-изготовите
лей по их
эксплуатации, при которых не допускается их применени
е;

б) несвоевременном п
роведе
нии
очере
дных испытаний (технического
осмотра) технологической оснастки, инструмента и приспособле
ний;

в) несвоевре
менном проведении очередных
испытаний или и
стечении срока
эксплуатации сре
дств зашиты работающих,
установленного заводом-изготовителем;

г) не
устойчивом положении узлов,
агре
гатов строите
льной
техни
ки;

д)
вблизи эле
ктрических
проводов и электроустановок, находящ
ихся

п
од напряжением;

е)
недостаточной освеще
нности
или загроможденности
рабочих мест и
подходов к ним;

ж) о
тсутствии средс
тв
пожаротушения.

Обнаруженные нарушения тре
бований
без
опасности до
лжны
быть устранены собс
тве
нными
силами д
о начала работ, а при
не
возможности

сделать это сле
сари обязаны сообщить о
них бригадиру или руководителю работ.

Требов
ания

безо
пасности в
о
время работы

4. В проц
ессе работы слесари обязаны
соблюдать следующие требован
ия:

а)
при ремонте или те
хническом
обслуживании дорожно-строи
тельной
техники повесить на рулевое коле
со или
рычаги машины табличку «Двигатель не пускать

работают люди

;

б) выполнять работы по ремонту или техническому обслуживанию
дорожно-строительных
маши
н
при неработающем двигателе, за исключением работ по регулировке
карбюратора, прове
рке

электрооборудования и тормозной системы;

в) з
алезать под машину и вылезать из-под
нее следует со стороны противоположной прое
зду,

а находясь под машиной, следуе
т
разме
щаться ме
жду
коле
са
ми
или гусе
ницами вдоль машин
ы;

г
) до начала производств
а
св
арочных

р
абот
сли
ть
бе
нзин, дизельное топливо и масло, а
бензобаки закрыть асбе
стовыми че
хлами;

д)
разборку и сборку агре
гатов

выполнять в стационарных или передв
иж
ных
масте
рских только на спе
циальных
сте
ндах, оснащенных устройствами
закрепления;

е)
не производить работы на отде
льных
узлах машин, поднятых грузоподъе
мным
механизмом;

ж) опустить на опоры или з
аблокировать
сборочные
единицы машин, агре
гатов,
которые
могут пере
ме
щаться
под действием собст
ве
нной

массы, а такж
е подложить под гусеницы и
колеса машин противооткатные
упоры
(башмаки);

з)
не хранить

на рабоче
м ме
сте

л
егко
восплам
еняющиеся

жидкости и обтирочный материал.

5.
Домкраты следуе
т
устанавливать на прочную и устойчивую де
ре
вянную
подклад
ку. Высота подъе
ма
домкрата должна соответствовать необходимой высоте подъема машины и
ее часте
й. После подъе
ма
машины домкратами следуе
т подста
влять

козелки. Работать под машиной, поднятой только домкратом, но не
установле
нной на козе
лки,
запре
щае
тся.

6.
При выполне
нии
работ на самосвале с под
нятым кузовом
сле
дует предварите
льно
установи
ть кузов

на упорную штангу.

7.
Слив масла и воды из агре
гатов
машины необходимо производить только в спе
циальную
тару. Случа
йно пролитое

на пол масло или оброне
нный солидол
сле
дуе
т
немедленно
засыпать опилками или сухим
песком и собрать в спе
циально от
вед
енно
е
ме
сто.

8.
При работ
ах,
св
язанных с проворачиванием

коле
нчатого и карданного валов, сле
сари
должны прове
рить,

выключены ли за
жигание

и под
ача топлив
а
(для дизе
льных машин),

пост
авить

рычаг пе
ре
ключен
ия
пе
ре
дач в
не
йтральное

положе
ние, освободить стояночный тормоз.
После
окончания работ след
уе
т
затянуть рычаг тормозной систе
мы и
включить пе
рвую пе
ре
дачу.

9.
Разборку и сборку колес следует производить
на стенде или ровной чистой площадке. Накачивать шины колес следует
только при наличии ограждения или страхующего устройства. Осаживать
стопорное кольцо молотком или кувалдой запрещ
ается.

10
. При ремонте и обслуживании
дорожно-строительных машин с в
ысокой
платформой слесари должн
ы пользоваться
специальными лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее
300

мм. Применять приставные лестницы не допускается.

11
. При ремонте дор
ожно-строительных

машин следует снимать, транспортировать и устанавливать двигатель,
коробку передач, задний и передний мосты, кузов и раму с помощью
подъемно-транспортных механизмов, оборудованных инвентарными
захватными приспособлениями, гарантирующими безопасное выполнение
работ.

12.
Проверку соосности

отверстий при сборке узлов следует выполнять с помощью конусной
оправки.

13
. Производить осмотр и ремонт машин в
осмотровой
яме следует в защи
тных
очках.

14
. При сметании

стружки и пыли с верстака или деталей необходимо пользоваться
волосяной щеткой и защитными очками. Запрещается сдувать сжатым
воздухом металлическую стружку (опилки).

15
. При осмотре машин в стационарных помещениях
следует пользоваться переносной электролампой напряжением не выше 42

В, а при повышенной влажности или на открытом воздухе

не выше 12
В. Пользоваться открытым огнем при
осмотре машин не разрешается.

16
. При работе с электросварщи
ком
следует пользоваться очками с защитными светофильтрами.

17.
При применении грузоподъемных механизмов к
строповке
агрегатов и деталей
допускаются слесари, имеющие удостоверение стропальщика.

18
. К работе с электрифицированным инструментом
допускаются слесари, имеющие II
квалификационную
группу по электробезопасности.

Требовани
я безопасности

в авари
йн
ых
ситуациях

19
. В случае возникновения загорания необходи
мо
работу прекратить, принять участие в тушении пожара (огнетушителями,
асб
естовыми

покрывалами
, пе
ском
или сильной струей воды), а при невозможности ликвидировать загорание
следует вызвать пожарную охрану.

20
. При потере устойчивости

узлов и агрегатов дорожно-строительных машин во время ре
монтных
работ их сле
дует пре
кратить
и сообщить о случившемся бригадиру или руководителю работ. После

этого слесари должны принять участие в предотвращении произвольного
пере
меще
ния
частей машин.

Требования безопасности по окончании работы

21. По окончании работы слесари обязаны:

а) привести в порядок рабочее
место,
убрать инструмент, приспособления и мате
риалы;

б) отключить от се
ти применяемые

в работе эле
ктроинструмент, станки и
механизмы;

в) убрать ручной
инструме
нт
и спецоде
жду, спецобувь и средства
индивидуальной защиты в пре
дназначе
нное

для хранения место;

г)
о все
х
заме
че
нных
во вре
мя работы не
поладках
сообщить бригадиру или руководителю.