партнеры

ТОИ Р-66-48-95


Типовая инструкция по охране труда для машинистов электростанций передвижных.


СОГЛАСОВАНА

постановлением
Президиума

ЦК
профсоюза работников

строительства
и промышленности

строительных
материалов России

от 15
декабря
1994

г.

19-70

УТВЕРЖДЕНА

постановлением
Госстроя России

от 13 марта 1995
г. № 18-22

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
ПЕРЕДВИЖНЫХ

ТОИ Р-66-48-95

Дата введения 01.07.95

Машинисты электростанций передвижных (далее

«машинисты») при производстве работ согласно имеющейся
квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в
«Типовой инструкции по охране труда для работников
строительства, промышленности строительных материалов и
жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции,
разработанной с учетом строительных норм и правил Российской
Федерации, «Правил техники безопасности при эксплуатации
электроустановок потребителей», а также требования инструкций
заводов-изготовителей по эксплуатации электростанции передвижной
(далее
«электростанции»).

Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы машинист обязан:

а) предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных
методов работ и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике
выполняемых работ;

б) надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца;

в) произвести осмотр и прием электростанции от машиниста
предшествующей смены и получить задание у руководителя работ.

2. После получения задания машинист обязан:

а) проверить наличие надежных ограждений всех элементов
электроаппаратуры пульта управления, наличие и исправность ограждений
вращающихся частей электростанции, заземление электростанции,
правильность и надежность крепления электрических проводов и
целостность их изоляции, соответствие плавких вставок номинальной
мощности генератора, затяжку болтовых соединений и надежность
крепления двигателя и генератора электростанции, целостность и
натяжение ремней клиноременной передачи, заправку систем питания,
смазки и охлаждения;

б) проверить наличие и исправность необходимых для работы
инструментов и средств защиты: контрольной лампы или указателя
напряжения, диэлектрических перчаток, галош или бот, ковриков и
изолирующих подставок, изолирующих клещей, инструмента с
изолированными рукоятками;

в) удостовериться в наличии средств пожаротушения.

3. Машинисту запрещается начинать работу в случае:

а) неисправности или неполного количества крепежных деталей и
ограждений;

б) наличия видимых повреждений изоляции электрических кабелей или
проводов;

в) отсутствия или неисправности защитного заземления;

г) обнаружения течи масла или горючего в маслотопливопроводах
соответствующих систем;

д) отсутствия защитных средств, инструмента и средств пожаротушения;

е) нахождения электростанции в опасной зоне от действующих механизмов
и строящихся зданий.

Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить
собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан
сообщить о них руководителю работ и лицу, ответственному за
содержание электростанции в исправном состоянии.

Требования безопасности во время работы

4.
При осмотре топливной системы, узлов и
механизмов электростанции, а также при заправке горючим в темное
время суток следует пользоваться переносной электрической лампой.

5. При пуске электростанции машинист обязан:

а) проверить перед пуском двигателя положение переключателей пульта
управления и убедиться, что они находятся в нейтральном положении;

б) производить пуск двигателя стартером (или рукояткой);

в) после достаточного прогрева двигателя плавным поворотом рукоятки
реостата довести напряжение до номинального, дать сигнал о включении
внешней сети и постепенно ввести нагрузку;

г) после включения нагрузки проверить работу всех агрегатов и
параметры электротока в сети;

д) при появлении стуков и других посторонних шумов остановить
двигатель и устранить неисправность.

6. Во время работы электростанции машинист обязан:

а) вести наблюдение за работой автоматического регулятора числа
оборотов двигателя, а также за показаниями приборов на пульте
управления: контролировать изменения давления и температуры масла,
температуры генератора;

б) следить за соединениями топливопроводов, герметичностью стыка
головки и блока цилиндров, не допуская утечки горючего и пробоя
выхлопных газов;

в) не допускать ослабления крепления двигателя или генератора к раме,
при необходимости остановить двигатель и произвести подтяжку болтов
крепления;

г) производить осмотр электрооборудования и токоведущих частей, не
проникая за сетки, дверцы и другие ограждения электростанции;

д) пользоваться при включении или отключении внешних электросетей
электрорубильником, диэлектрическими перчатками, диэлектрической
подставкой или ковриком;

е) открывать пробку радиатора при перегретом двигателе в рукавице,
отвернув лицо от заливочного патрубка.

7.
Машинисту запрещается:

а) заливать бензин во впускной патрубок при запуске двигателя;

б) брать рукоятку пальцами в обхват во избежание обратного удара
рукояткой при пуске перегретого двигателя;

в) использовать при пуске двигателя кислород вместо сжатого воздуха
или азота;

г) пользоваться открытым огнем при заправке горючим топливного бака,
а также при осмотре топливной системы и для прогрева топливо- и
маслопроводов:

д) ударять стальными (или другими, способными вызвать
искрообразование) предметами по пробкам топливных баков
электростанции и бочек с горючим при их открывании;

е) измерять уровень масла случайными предметами;

ж) превышать указанные в паспорте машины номинальные нагрузки
генератора.

8.
При каждом включении электростанции после
отключения напряжения во внешней сети машинист обязан дать
предупреждающий сигнал о возобновлении подачи электроэнергии.

9.
При необходимости установки электростанции в
помещении машинист обязан проверить проветриваемость помещения и не
допускать установки электростанции для работы в помещении объемом
менее 20-кратного объема электростанции.

10. При перебазировании электростанции на другой объект машинисту
следует:

а) слить горючее из баков в бочки;

б) отсоединить электрокабели, свернуть их в бухты и уложить в ящики;

в) закрыть электрические разъемы крышками;

г) демонтировать заземляющий контур;

д) произвести закрепление узлов, агрегатов и инструмента;

е) осмотреть ходовую часть электростанции;

ж) проверить исправность прицепного устройства.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

11.
В случае воспламенения топлива на
электростанции машинист обязан прекратить допуск топлива к очагам
огня. Гасить пламя следует с помощью огнетушителя, песком, землей,
накрыв войлоком, брезентом. Запрещается заливать водой горящее
топливо, электрооборудование и электропровода, находящиеся под
напряжением.

12.
В случае появления искрения щеток при
работающем генераторе необходимо остановить двигатель, выяснить
причину и устранить неисправность.

13.
При сообщении об аварии на электролинии или
электростанции машинист обязан немедленно отключить электрогенератор.

Требования безопасности по окончании работы

14. По окончании работы машинист обязан:

а) отключить внешние линии электропередачи;

б) остановить двигатель;

в) провести контрольный осмотр электростанции и очистить агрегаты от
пыли и грязи;

г) проверить затяжку контактов на токоведущих частях генератора,
подгоревшие контакты зачистить до металлического блеска;

д) привести в порядок рабочее место, промасленную ветошь собрать и
уложить в специальный металлический ящик;

е) привести в порядок и сложить в отведенное место инструмент и
приспособления;

ж) сообщить руководителю работ или ответственному за содержание
машины в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время
работы.