партнеры

ТОИ Р-66-40-95


Типовая инструкция по охране труда для машинистов погрузчиков автомобильных.


СОГЛАСОВАНА

постановлением
Президиума

ЦК
профсоюза работников

строительства
и промышленности

строительных
материалов России

от 15
декабря
1994

г.

19-70

УТВЕРЖДЕНА

постановлением
Госстроя России

от 13 марта 1995
г. № 18-22

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ ПОГРУЗЧИКОВ
АВТОМОБИЛЬНЫХ

ТОИ Р-66-40-95

Дата введения 01.07.95

Машинисты погрузчиков автомобильных (далее

«машинисты») при производстве работ согласно имеющейся
квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в
«Типовой инструкции по охране труда для работников
строительства, промышленности строительных материалов и
жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции,
разработанной с учетом строительных норм и правил Российской
Федерации, «Правил по охране труда на автомобильном
транспорте», «Правил дорожного движения Российской
Федерации», а также требования инструкций заводов-изготовителей
по эксплуатации погрузчиков автомобильных.

Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы машинист обязан:

а) предъявить руководителю удостоверение на право управления
автомобилем и удостоверение о проверке знаний безопасных методов
работ, получить задание, пройти инструктаж на рабочем месте по
специфике выполняемых работ;

б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;

в) ознакомиться с записями сменщика в бортовом журнале.

2. После получения задания машинист обязан:

а) осмотреть и проверить исправность двигателя, рабочего органа,
гидравлической системы, состояние шин;

б) убрать все посторонние предметы на площадке погрузчика и убедиться
в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, коробки передач и
т.п.;

в) убедиться в нахождении рычага переключения передач в нейтральном
положении;

г) перед запуском двигателя предупредить работающих, которые заняты
обслуживанием машины или находятся на пути ее следования;

д) после запуска двигателя провести контрольную проверку исправности
машины, в том числе:

- выполнить на малой скорости повороты направо и налево;

- проверить работу тормозов;

- проверить работу механизмов наклона рамки движения каретки;

- проверить исправность сцепления;

- проверить исправность приборов освещения и звукового сигнала;

е) произвести осмотр стрелы кранового гуська, грузозахватных
приспособлений (строп, траверсы, захватов) и других рабочих органов
(ковша, вил);

ж) убедиться в соответствии требованиям безопасности габаритов
проездов, разворотов, уклонов и перепадов дорожного покрытия;

з) проверить отсутствие в зоне производства работ линий
электропередачи, трубопроводов и других опасных сооружений.

3.
Машинист не должен приступать к выполнению
работ при следующих нарушениях требований безопасности:

а) наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях погрузчика;

б) обнаружении течи в топливной или масляной системе;

в) падении давления в шинах;

г) наличии треска, скрежета и других признаков неисправности
гидросистемы или двигателя;

д) неисправности стояночного или рабочего тормоза;

е) неисправности кранового гуська (износа грузового каната, дефекта
механизма подъема груза и т.п.) и грузозахватных приспособлений;

ж) недостаточной освещенности и загроможденности зоны работ;

з) наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций;

и) несоответствии груза грузоподъемности машины, установленным
рабочим органам и грузозахватным приспособлениям.

Указанные нарушения требований безопасности должны быть устранены
собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это
машинист обязан сообщить руководителю работ и ответственному за
содержание автопогрузчика в исправном состоянии.

Требования безопасности во время работы

4.
При передвижении автопогрузчика по территории
строительной площадки или предприятия машинист обязан:

а) убедиться перед началом движения в отсутствии людей на пути
движения, а также машин и механизмов и дать предупредительный сигнал;

б) при движении в местах скопления людей. возможного их появления
(проходов, выходов из помещения) снизить скорость и дать звуковой
сигнал;

в) соблюдать установленную для транспортных средств скорость движения
на строительной площадке и территории предприятия;

г) не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе;

д) избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде.

5.
При выполнении погрузочно-разгрузочных и
транспортных работ машинист обязан:

а) при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость;

б) транспортировать груз на высоте не менее 300-400

мм от уровня дороги;

в) приближаться к транспортному средству для производства
погрузочно-разгрузочных работ только после его остановки и выключения
двигателя;

г) перемещать крупногабаритный груз, закрывающий видимость пути
следования, только в сопровождении специально выделенного лица;

д) захватывать длинномерный груз так, чтобы центр тяжести груза
располагался по центру продольной оси стрелы.

6.
При погрузке или штабелировании грунта и
сыпучих материалов машинист обязан:

а) погрузку материала производить по всему фронту штабеля или забоя,
не углубляясь внутрь штабеля по одному следу;

б) очищать ковш от налипшего грунта или материала в опушенном
положении лопатой или скребком;

в) при штабелировании сыпучих материалов останавливать погрузчик на
расстоянии не менее 1,0
м от бровки откоса.

Машинисту запрещается поворачивать погрузчик с заглубленным в
материал или грунт ковшом, а также передвигаться на поперечных
уклонах более 10°
,

на продольных
свыше 20°
.

7.
При работе погрузчика, оборудованного
вилочным захватом, машинист обязан:

а) до начала работы проверить наличие под грузом зазора для
свободного прохода вилочного захвата;

б) размешать груз равномерно по всей длине вилочного захвата, упирая
его в спинки вилок путем запрокидывания груза при захвате назад на
угол 10—15°
.

Запрещается транспортировать груз, находящийся на вилочном захвате о
неустойчивом положении.

8.
При подъеме и транспортировании груза
погрузчиком, оборудованным крановым гуськом, машинист обязан:

а) начинать работу только по сигналу стропальщика, закрепленного
руководителем работ;

б) применять для строповки груза маркированные стропы,
соответствующие массе поднятого груза и схеме строповки;

в) при подъеме груза, близкого по массе к предельной грузоподъемности
погрузчика, сначала зафиксировать груз на высоте не более
100-200

мм, после чего осуществлять подъем груза на требуемую
высоту;

г) опускать груз на предварительно уложенные прокладки для извлечения
строп из-под груза без их повреждения.

Машинисту запрещается:

- резко тормозить при движении погрузчика с грузом на крюке;

- подтаскивать груз крюком;

- освобождать крюком защемленные грузом стропы.

9. При необходимости перевозки погрузчика машинисту следует
затормозить машину на трейлере, опустить рабочий орган, подставить
под колеса противооткатные упоры (башмаки) и закрепить расчалками.

10. Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегатов следует
проводить при остановленном двигателе, опущенном на землю или
установленном на надежные подставки рабочем органе, затянутом тормозе
и переведенном в нейтральное положение рычаге переключения передач.

11.
При проведении технического обслуживания
машинист обязан:

а) поднять капот погрузчика в крайнее верхнее положение,
зафиксировать его крюками-фиксаторами, находящимися на капоте;

б) при перегреве двигателя осторожно открыть крышку горловины,
защищая руки от горячего пара, не наклоняя лицо над горловиной;

в) пользоваться насосом для продувки топливопропода;

г) пользоваться специальным ограждением при накачивании шин в
гаражных условиях.

При выполнении указанных работ машинисту запрещается:

- открывать водяной краник радиатора при работе двигателя;

- заливать жидкость в радиатор при перегретом двигателе;

- засасывать топливо ртом через шланг.

12. При необходимости проезда по населенному пункту и по
автомобильным дорогам машинист обязан:

а) привести рабочий орган в транспортное положение;

б) определить состояние трассы, выяснить возможность преодоления
косогоров, подъемов, бродов и искусственных сооружений;

в) сохранять включенной передачу при движении под уклон;

г) переезжать через железнодорожные пути только в установленных
местах по сплошному настилу;

д) при остановке погрузчика включить стояночный тормоз;

е) выходя из кабины погрузчика на проезжую часть дороги, убедиться в
отсутствии движения транспорта в попутном и встречном направлениях;

ж) применять при транспортировке погрузчиков на буксире или при
буксировке других машин жесткую сцепку;

з) выполнять требования «Правил дорожного движения Российской
Федерации».

13.
Производить погрузочно-разгрузочные работы в
охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист
обязан под непосредственным руководством инженерно-технического
работника, ответственного за безопасное производство работ, при
наличии письменного разрешения организации

владельца ЛЭП и получении наряда-допуска, определяющего безопасные
условия работ.

14. Машинистам в зимнее время запрещается:

а) подогревать двигатель открытым пламенем;

б) работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева
кабины;

в) выполнять работы лежа под автопогрузчиком без применения
утепленного мата.

15.
При работе в ночное время освещенность зоны
работ должна обеспечиваться за счет внешних источников света.
Применение машинистом фар допускается в качестве дополнительного
источника света.

16.
Передвижение погрузчика вброд, по льду, по
заболоченной местности следует осуществлять только с письменного
разрешения руководителя работ в местах, оборудованных указателями.
Двери кабины во время переправы по льду водоемов следует держать
открытыми.

17.
Передвижение погрузчика через канавы, бугры
и другие препятствия следует осуществлять под прямым углом на малой
скорости, избегая резких толчков и больших кренов машины. Следует при
этом избегать крутых поворотов на косогорах.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

18.
При проколе в процессе работы шины и утечке
воздуха, а также появлении признаков неисправности двигателя,
гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и
принять меры к устранению неисправности.

19. В случае потери устойчивости погрузчика в процессе подъема или
перемещения груза необходимо опустить груз и упором каретки в грунт
привести погрузчик в нормальное положение. Продолжение работы
допускается после устранения причины потери устойчивости погрузчика.

Требования безопасности по окончании работы

20. По окончании работы машинист обязан:

а) отвести погрузчик на стоянку;

б) опустить рабочий орган на землю или установить на подставку;

в) привести рычаги управления в нейтральное положение;

г) затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель;

д) очистить элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование;

в) о всех замеченных неисправностях в работе погрузчика сообщить
руководителю или ответственному за содержание машины в исправном
состоянии.